В настоящее время в России очевиден социальный запрос на специалистов-культурологов в различных областях социокультурной жизни. В области образования нужны преподаватели культурологии и новые поколения учебных пособий по этой дисциплине. В сфере организационного управления все более значимой становится культурологическая подготовка специалистов в области менеджмента, маркетинга, организационных связей с общественностью. В сфере регионального и локального управления нужны специалисты, способные разрабатывать и реализовывать программы и проекты, связанные с сопио-культурным развитием, формированием организационной среды. На локальном уровне стала очевидной необходимость специалистов, способных квалифицированно работать с населением по месту жительства: социальных работников, организаторов социального участия, аниматоров, консультантов по личностным и семейным проблемам и т. п.
Следовательно, можно говорить о том, что в стране сложились некоторые необходимые предпосылки для структурирования науки о культуре. Они пока недостаточны, чтобы эта область познания прио
брела современную развитую форму. Однако целенаправленные организационные усилия в сочетании с активной и систематизированной диффузией лучших мировых познавательных образцов позволяют ускорить этот процесс.
3. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
На основе рассмотренных выше состояний научного знания в развитых странах и в России можно сделать определенные обобщения и построить его условную морфологическую модель. Предлагаемая модель представляет собой последовательную дифференциацию культурологического познания по ряду существенных оснований с тем, чтобы выделить науку о культуре из существующего ныне синкретизма культурологии и, возможно, обосновать правомерность утверждения в отечественной науке таких общепринятых названий, как социальная и культурная антропология. Это сняло бы имеющиеся сейчас и совершенно ненужные напряжения в среде отечественных культурологов.
ГРАНИЦЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ И КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ
Смежные области — источники допущений. В науке о культуре используются данные других, смежных с ней социальных наук, из которых черпаются обоснованные исходные допущения для изучения культурных феноменов, построения функциональных и причинных закономерностей их существования:
— социобиология обеспечивает допущения о природных видовых свойствах человека, делающих возможным существование искусственного мира;
— психобиология позволяет опираться на знания о природных свойствах людей, обусловливающих устойчивость и изменчивость, порождение и разрушение культурных феноменов;
— этология дает основания для выделения поведенческих универсалий;
— социология обеспечивает исходные допущения о характеристиках аналитического пространства совместной жизни и деятельности людей, искусственные аспекты которого изучаются;
— экология позволяет выделить фундаментальные природные детерминанты существования искусственного мира.
Смежные области — источники информации. В науке о культуре используются данные смежных областей познания как материал для исследования различных групп людей, их идентификационных признаков и демонстративных черт, определяющих их самотождественность;
— лингвистика позволяет использовать знание об общих и специфических характеристиках символической и коммуникативной областей социокультурной жизни;
— история дает возможность пользоваться выделенными, описанными, упорядоченными источниками информации о прошлом для получения исходных материалов для исследования, а также определенными историческими обобщениями как гипотезами для научной проверки;
— археология позволяет использовать вещественные следы культур прошлого для выдвижения гипотез об обусловленностях порождения и изменения вещного окружения людей.
Области познания, обеспечивающие методологическую базу науки о культуре. В науке о культуре используются общепринятые методологические принципы, в первую очередь, из следующих областей упорядочения сбора и обобщения данных:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.