Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 30

В настоящее  время в России очевиден социальный запрос на специалистов-культурологов в различных областях социокультурной жизни. В области образования нужны преподаватели культурологии и новые поколения учебных пособий по этой дисциплине. В сфере организационного управления все более значимой становится культурологическая подготовка специалистов в области менеджмента, маркетинга, организационных связей с общественностью. В сфере регионального и локального управления нужны специалисты, способные разрабатывать и реализовывать программы и проекты, связанные с сопио-культурным развитием,  формированием организационной среды.  На локальном уровне стала очевидной необходимость специалистов, способных  квалифицированно   работать   с  населением  по  месту жительства: социальных работников, организаторов социального участия, аниматоров, консультантов по личностным и семейным проблемам и т. п.

Следовательно, можно говорить о том, что в стране сложились некоторые необходимые предпосылки для структурирования науки о культуре. Они пока недостаточны, чтобы эта область познания прио

брела современную развитую форму. Однако целенаправленные организационные усилия в сочетании с активной и систематизированной диффузией лучших мировых познавательных образцов позволяют ускорить этот процесс.

3. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

На основе рассмотренных выше состояний научного знания в развитых странах и в России можно сделать определенные обобщения и построить  его  условную  морфологическую  модель.  Предлагаемая модель представляет собой последовательную дифференциацию культурологического познания по ряду существенных оснований с тем, чтобы выделить науку о культуре из существующего ныне синкретизма культурологии и, возможно, обосновать правомерность утверждения в отечественной науке таких общепринятых названий, как социальная и культурная антропология. Это сняло бы имеющиеся сейчас и совершенно ненужные напряжения в среде отечественных культурологов.

ГРАНИЦЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ И КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ

Смежные области — источники допущений. В науке о культуре используются данные других, смежных с ней социальных наук, из которых черпаются обоснованные исходные допущения для изучения культурных феноменов, построения функциональных и причинных закономерностей их существования:

— социобиология обеспечивает допущения о природных видовых свойствах человека, делающих возможным существование искусственного мира;

— психобиология позволяет опираться на знания о природных свойствах людей,  обусловливающих устойчивость и изменчивость, порождение и разрушение культурных феноменов;

— этология дает основания для выделения поведенческих универсалий;

— социология обеспечивает исходные допущения о характеристиках аналитического пространства совместной жизни и деятельности людей, искусственные аспекты которого изучаются;

— экология позволяет выделить фундаментальные природные детерминанты существования искусственного мира.

Смежные области — источники информации. В науке о культуре используются данные смежных областей познания как материал для исследования различных групп людей, их идентификационных признаков и демонстративных черт, определяющих их самотождественность;

— лингвистика позволяет использовать знание об общих и специфических характеристиках символической и коммуникативной областей социокультурной жизни;

— история дает возможность пользоваться выделенными, описанными, упорядоченными источниками информации о прошлом для получения исходных материалов для исследования, а также определенными историческими обобщениями как гипотезами для научной проверки;

— археология позволяет использовать вещественные следы культур прошлого для выдвижения гипотез об обусловленностях порождения и изменения вещного окружения людей.

Области познания, обеспечивающие методологическую базу науки о культуре. В науке о культуре используются общепринятые методологические принципы, в первую очередь, из следующих областей упорядочения сбора и обобщения данных: