Сравнивая основания, на которых строятся представления о культуре на мировом и отечественном уровнях, можно заметить существенное сходство. Это позволяет предположить, что отечественная культурология будет двигаться в едином русле с мировой наукой о культуре и со временем приобретет более рационалистичные формы, чем в настоящее время.
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ. Отсутствие исторической преемственности между отечественными изысканными в области культуры конца XIX — начала XX вв. и ее современным состоянием, а также несистематические заимствования представлений о культуре из западных социальных наук и философии обусловили сегодняшнее состояние неупорядоченности в отношении предмета и объектов культурологии. Тщательный анализ отечественных культурологических текстов позволяет тем не менее провести здесь некоторую дифференциацию. В качестве предметных областей современной отечественной культурологии можно выделить следующие:
— идеи и образы, извлекаемые из исторических и художественных текстов; на основе их рассмотрения выдвигаются гипотезы о "культурных эпохах";
— традиционные образы, обычаи, ритуалы, на базе изучения которых строятся суждения об идентификациях локальных традиционных культур;
— деятельность, творчество, которые лишь декларируются в качестве ключевой предметной области культурологии, но не изучаются;
— нормы и параметры, извлекаемые из текстов или массовых опросов, рассматриваемые как существенные детерминанты реальных действий.
Пока предметные области культурологии не отрефлексированы, не выделены специально и не упорядочены. Здесь мало внимания уделяется семантическим, коммуникативным, символическим структурам, моделям социализации и инкультурации, процессам порождения, существования, трансформации культурных объектов.
Однако сравнение культурологических работ 1970-х и 1990-х гг. свидетельствует о том, что тенденция к рациональной дифференциации и упорядочению предметных областей культурологии существует, и эти процессы протекают в сходных с мировой наукой о культуре направлениях. Во-первых, обнаруживается выделение предметных областей на основе специфики деятельности — политическая, правовая, художественная, массовая культура. Во-вторых, предметные области выделяются в соответствии с качеством артефактов: нормативные, ценностные образования, предметно-пространственная среда. ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ. В связи с нечетким определением предметных областей культурологии объекты изучения также не имеют ясно очерченной формы, нередко при чтении трудно провести методологическое различие между предметом и объектом изучения. Тем не менее в самом общем виде можно выделить следующие типы объектов:
— отдельные области культуры, в основном искусство и религия, рассмотрение которых в классическом историческом плане авторы считают достаточным, чтобы судить о "культуре в целом";
— неопределенные "культурные единицы" — культура как целое, цивилизация, формация, "Запад—Восток", которые выделяются на спекулятивном уровне, не имеют единиц анализа и наблюдения, нео-перационализированы и являются объектами априорных идеологизированных суждений с привлечением разнородных и случайных эмпирических иллюстраций;
— определенные социокультурные группы, мнения членов которых выявляются путем массовых опросов, чтобы на их основе строить прогнозы о поведении в определенных ситуациях или же делать далеко идущие выводы о социокультурном расслоении.
По мере структурирования предметных областей отечественной культурологии можно ожидать более четкого выделения ее социально-научной ориентации. Соответственно, все более четкими станут определения категорий анализа и единиц наблюдения, и все более рефлексивным будет отношение к обоснованию выделения и структурному описанию объектов исследования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.