— архивы, следы и свидетельства: осмысление возможностей конструирования исторических данных и модальностей социальных последствий событий прошлого на основании свидетельств о них;
— индустриальные и технологические стратегии: разработки в области индустриальной экономики; интернационализация технологий;
научная политика; международные индустриальные объединения и их уровни.
АССОЦИАЦИИ ПРИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
При вузах, особенно при университетах, могут быть созданы профессиональные ассоциации, выполняющие следующие функции, способствующие развитию социологии и антропологии как учебных дисциплин:
— создание условий для взаимодействия преподавателей и исследователей различных профилей, направлений, научных школ;
— помощь организациям, находящимся в стадиях транформации;
— обеспечение условий для дополнительного профессионального образования;
— помощь студентам в обеспечении их исследовательской и прикладной работы и т.п.
Таким образом, факультеты, включающие в себя культурную и социальную антропологию'; обеспечивают студентам возможности:
— получения общей подготовки в области социально-научного познания;
— получения профессиональной подготовки исследователя в области культурной и социальной антропологии; получения профессии преподавателя социальной и культурной антропологии в высших и средних учебных заведениях;
— получения профессиональной подготовки более широкого или более узкого профиля в области прикладной антропологии;
— принятия участия в исследованиях и разработках по профилю получаемой профессии;
— публикации своих работ.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Общие характеристики отечественной культурологии как учебной дисциплины. В настоящее время культурология как учебная дисциплина может быть охарактеризована рядом черт, определяющих ее современное состояние.
Во-первых, в сфере отечественного культурологического образования, как уже указывалось, не существует четкого разграничения между гуманитарным и социально-научным знанием, уровень развития социальных наук, за исключением экономической, значительно ниже мировых стандартов, Эти обстоятельства обусловили практически полное отождествление культурологии с такими направлениями гуманитарного знания, как философия культуры, история культуры, искусства, религий.
Во-вторых, в культурологических учебных курсах практически отсутствуют генерализационные начала. Доминирует описание направлений, религиозных течений, событий без привязки их к более широкому культурному контексту. Предлагаемые обобщения не имеют рациональной базы. Так, широко применяемое понятие цивилизации не имеет четких принципов выделения и структурирования. Используемые типологии культур не имеют единого основания.
В-третьих, преподавание ведется на эклектичном языке, бессистемно сочетающем категории классической философии, искусствоведческие термины, религиозные символы, обыденную лексику. В учебных курсах отечественной культурологии отсутствуют категории и термины культурной антропологии, составляющие общепринятый на мировом уровне лексикон наук о культуре.
В-четвертых, слабая дифференциация и структурированность культурологии как учебной дисциплины ведет к преподаванию синкретичных, бессистемных, не имеющих отчетливой целеориентированности сведений. При этом отсутствуют модели специалистов, связанные с культурологией. Соответственно, студенты не получают профессиональной подготовки.
В-пятых, гуманитарная ориентация культурологии имеет следствием пренебрежение в рамках культурологических образовательных курсов структурированным методологическим знанием. В этой сфере методологию принято отождествлять с предметными теориями. Соответственно, студенты не имеют представления о том, что такое методология; им не преподают методов изучения культуры, в результате они не получают навыков отбора, организации, интерпретации исследовательского материала, построения программ исследования. Такое пренебрежение методологическим знанием и умением использовать научные методы обусловливает принципиальную невозможность освоения студентами прикладных и технологических навыков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.