Технология организации социального взаимодействия. В этой области можно выделить такие направления, как решение конфликтов, организация и ведение переговоров, совместная выработка решений, организация согласованных действий в трудовой сфере и т.п. Здесь уже накапливается теоретический и практический опыт. Хотя указанное направление не сложилось как особая целостность и исследования такого рода разрознены и не координированы, при необходимости можно осуществить определенную интеграцию имеющихся знаний и опыта на основе категории "культура".
Экономические разработки применительно к сфере культуры. Эта область выделилась благодаря тому, что экономические процессы в институционализированной сфере культуры имеют специфику по отношению к другим областям системы общественного разделения труда Хотя разработки такого рода пока упрощены и недостаточно обоснованы, эта прикладная область представляется перспективной, поскольку обеспечивает возможность интеграции экономического и культурологического знания и практического использования ее результатов.
Социальное участие. Работы в этой области немногочисленны и относятся к вовлечению населения в социально полезную деятельность лишь в отдельных областях, таких, как экологические движения, локальные строительные проекты, привлечение населения к обсуждению решений субмуниципальных властей и т.п. Однако в этих работах в явном виде формулируются определения, принципы организации и функциональные возможности социального участия, демонстрируется его социокультурная значимость. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о перспективности такого направления целенаправленной социокультурной активности.
Реклама. Это перспективная и развивающаяся прикладная область массовой культуры, имеющая на мировом уровне не только широкое практическое распространение, но и обширную теоретическую базу. Отечественная область рекламы сейчас заполнена кинематографистами и художниками-дизайнерами, не совсем понимающими ее культурные функции; теоретическая база здесь недостаточна, особенно ее культурно-антропологические основания.
В настоящее время в России практически отсутствуют разработки в областях культуры менеджмента, формирования культуры организаций, аниматорства, связей с общественностью, теории рекламы, моды, массовой информации. Тем не менее область прикладного использования социально-научного (в т.ч. культурологического) знания в стране существует и развивается. Деятельность такого рода пользуется социальным спросом, и есть основания считать ее перспективной.
ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
В настоящее время начали переводиться классическими работы о культуре, в основном философского и гуманитарного характера, в значительно меньшей степени — культурно-антропологического. Переводимые работы бессистемны и часто нерепрезентативны (теоретическое направление или автор представляются отнюдь не ключевыми с точки зрения науки работами); ряд основных для для науки о культуре работ не переводится вовсе; современные работы высокого класса также не вводятся в оборот отечественной культурологии из-за нерешенных проблем с авторскими правами. Это происходит потому, что в отечественной культурологии не сложилась область научного познания культуры и практически отсутствуют конвенциональные критерии приоритетов при отборе книг для перевода.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
В настоящее время готовятся к выходу в свет культурологический словарь и культурологическая энциклопедия. Выпущены многочисленные учебные пособия по культурологии; некоторые из них сопровождаются словарями ключевых терминов.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе сказанного выше можно сделать некоторые выводы о современном состоянии отечественной культурологии в той ее части, которая ближе всего к науке.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЯ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.