Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 35

Технология  организации  социального  взаимодействия.  В  этой области можно выделить такие направления, как решение конфликтов, организация и ведение переговоров, совместная выработка решений, организация согласованных действий в трудовой сфере и т.п. Здесь уже накапливается теоретический и практический опыт. Хотя указанное направление не сложилось как особая целостность и исследования такого рода разрознены и не координированы, при необходимости можно осуществить определенную интеграцию имеющихся знаний и опыта на основе категории "культура".

Экономические разработки применительно к сфере культуры. Эта область выделилась благодаря тому, что экономические процессы в институционализированной сфере культуры имеют специфику по отношению к другим областям системы общественного разделения труда Хотя разработки такого рода пока упрощены и недостаточно обоснованы, эта прикладная область представляется перспективной, поскольку обеспечивает возможность интеграции экономического и культурологического знания и практического использования ее результатов.

Социальное участие.  Работы в этой области немногочисленны и относятся к вовлечению населения в социально полезную деятельность лишь в отдельных областях, таких, как экологические движения,  локальные  строительные проекты,  привлечение населения к обсуждению решений субмуниципальных властей и т.п. Однако в этих работах в явном виде формулируются определения, принципы организации и функциональные возможности социального участия, демонстрируется его социокультурная значимость. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о перспективности такого направления целенаправленной социокультурной активности.

Реклама. Это перспективная и развивающаяся прикладная область массовой культуры, имеющая на мировом уровне не только широкое практическое распространение, но и обширную теоретическую базу. Отечественная область рекламы сейчас заполнена кинематографистами и художниками-дизайнерами, не совсем понимающими ее культурные функции;  теоретическая  база  здесь  недостаточна,  особенно  ее культурно-антропологические основания.

В настоящее время в России практически отсутствуют разработки в областях культуры менеджмента, формирования культуры организаций,  аниматорства,  связей с  общественностью,  теории рекламы, моды, массовой информации. Тем не менее область прикладного использования социально-научного (в т.ч. культурологического) знания в стране существует и развивается. Деятельность такого рода пользуется социальным спросом, и есть основания считать ее перспективной.

ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В настоящее время начали переводиться классическими работы о культуре, в основном философского и гуманитарного характера, в значительно  меньшей  степени  —  культурно-антропологического. Переводимые работы бессистемны и часто нерепрезентативны (теоретическое направление или автор представляются отнюдь не ключевыми с точки зрения науки работами); ряд основных для для науки о культуре работ не переводится вовсе; современные работы высокого класса также не вводятся в оборот отечественной культурологии из-за нерешенных проблем с авторскими правами. Это происходит потому, что в отечественной культурологии не сложилась область научного познания культуры и практически отсутствуют конвенциональные критерии приоритетов при отборе книг для перевода.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В настоящее время готовятся к выходу в свет культурологический словарь и культурологическая энциклопедия. Выпущены многочисленные учебные пособия по культурологии; некоторые из них сопровождаются словарями ключевых терминов.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе сказанного выше можно сделать некоторые выводы о современном состоянии отечественной культурологии в той ее части, которая ближе всего к науке.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЯ.