Сопиокультурные Факторы. Расширение сферы интереса в обществе к происходящим здесь социокультурным процессам сочеталось с увеличением степени информационной открытости. Как уже отмечалось ранее, идеологическое противостояние по отношению к развитым странам породило такой канал диффузии западной культуры, как критика западных ("буржуазных") философии, науки, искусства, идеологии, образа жизни. Причем по мере" расширения объема информации о западных странах эта критика все более дифференцировалась, поскольку неоднородность западной культуры становилась для ее критиков все более очевидной. С другой стороны, попытки советских политических лидеров вовлечь в сферу своего влияния страны третьего мира обусловили повышение внимания к особенностям их культур. Различные выставки, фестивали, конкурсы, гастроли, переводы литературы развитых и развивающихся стран, информация обо всем этом в средствах массовой коммуникации расширили массовые культурные горизонты. Межкультурные различия стали очевидными для членов общества и постепенно начали восприниматься как естественное положение дел, не заслуживающее реакции нетерпимости и враждебности. Хотя идеологема двух культур — "демократической" (уже не пролетарской!) и "буржуазной" — сохранилась на уровне массовых представлений и обсуждений, связанных с явлениями культуры, даже идеологии приходилось постоянно нарушать узкие рамки этой дихотомии. В то же время идеологическая трактовка социокультурной ситуации внутри страны оставалась монистической: "единая социалистическая культура", "интернационализм" и т.п. Но и здесь наметились определенные изменения, связанные с тем, что все попытки идеологов трактовать межкультурные различия в СССР в пользу "единства" тем не менее привлекали внимание к таким различиям, свидетельствовали о признании их фактором культуры. Соответственно, в рамках этнографии демонстрировались различия феноменов народной культуры, в сфере искусствоведения начали подчеркиваться различия в эстетических ориентациях национальных литератур, кинематографов, театров, изобразительных искусств, музыки. Эти различия перестали трактоваться согласно формуле "национальные по форме, социалистические по содержанию", но просто признавались в качестве культурных особенностей. Интерес к ним возрастал на уровне не только обыденных представлений или искусствоведения, но также философии и социологии. Это стало фактором, побудившим представителей общественных наук с 1970-х гг. включать категорию "культура" в совокупность ключевых философских категорий и формировать новое направление в философии — "теорию культуры".
Вненаучные Факторы. Познание человека, общества, культуры в послевоенный период можно охарактеризовать наличием двух основных тенденций: во-первых, поддержанием сложившихся ранее стереотипов, во-вторых, заимствованием представлений из западной философской и социально-научной культуры. От предыдущего периода в этой области сохранились такие черты, как:
— престижность гуманитарного знания и его носителей как трансляторов традиционных культурных ценностей (история, история философии, история искусства);
_ идеологизированность знаний о современной социокультурной жизни;
— несистематизированность этнографических данных. Новые тенденции в познании человека, общества и культуры были обусловлены следующими факторами:
— усложнение социокультурной жизни в стране вызвало необходимость рационализировать и упорядочить представления о ней, что привело к выделению в отдельные области познания социологии и философских теоретических концепций культуры;
— внутренняя дифференциация отечественного обществоведения обусловила формирование специалистов в этих областях знания, дискуссии между которыми привели к более четкому определению и разделению предметов и объектов познания, т.е. к установлению междисциплинарных границ;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.