Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 18

Поиски устойчивых связей между культурными феноменами и попытки фундаментальных интерпретаций подобной устойчивости привели к формированию концепции "культурная система",  которая позволяет использовать аппарат общей теории систем. Для такого использования следует вначале доказать, что изучаемый объект можно интерпретировать как систему, т.е. доказать, что он имеет границы (внутренние связи устойчивее и интенсивнее, чем внешние); внутри объекта отчетливо выделяются функциональные элементы и связи между ними,  характеризующие  его  структуру;  можно  выявить механизмы обратной  связи,  поддерживающие  самотождественность объекта по отношению к окружению; можно установить "входы" (поступающую в объект культурную информацию) и "выходы" (исходящую из объекта культурную информацию), специфичные для объекта, а также свойственную ему схему трансформации "входов" в "выходы". После этого можно применять к нему системную логику анализа.

Следует подчеркнуть, что понятие "культурная система" не подразумевает возможности трактовать культуру как систему в эмпирическом смысле.

Исследования в области лингвистики побудили кульурантропологов поставить вопрос о трансформации исходного материала в элемент культуры, или артефакт. В конструировании и использовании таких трансформационных моделей существенное место принадлежит категориям "деятельность", "взаимодействие", "коммуникация". Благодаря им появляется возможность проследить, каким образом формируется артефакт на индивидуальном или групповом уровне и вследствие чего он становится устойчивым фактом культуры.  Это равно относится как к физическим, так и к символическим объектам, как к их формам, так и к содержанию.

Изучение распределения культурных феноменов в глобальном масштабе с самого начала формирования культурной антропологии привлекало внимание исследователей. Еще на пороге XX века была сформулирована так называемая дилемма Тейлора-Галтона. Она содержала вопрос о том, являются ли сходные или тождественные культурные феномены, обнаруживаемые в различных регионах земного шара, продуктами независимого изобретения (производными врожденных свойств человека как вида) либо распространяются путем диффузии,  т.е. будучи созданными в одной местности, попадают в другие за счет добровольного заимствования или же принудительного навязывания. В настоящее  время   обобщение   эмпирических  данных  глобально-культурного характера дает основание полагать, что независимые изобретения связаны с фундаментальными процессами жизнеобеспечения; они немногочисленны и редки. В основном культурные черты распространяются путем диффузии, механизмы которой построены на теоретическом уровне и неоднократно подвергались  эмпирической проверке.

Таким образом, в рамках современной западной науки о культуре решен ряд существенных для нее проблем, и эти решения придают достоверность исходным допущениям о сущности культуры как мира искусственных феноменов. Они позволяют:

—  отделить  системные  объекты  культурно-антропологического исследования от несистемных, т.е. выделить объект из контекста его существования; выявить стадии формирования культурного объекта за счет применения трансформационных моделей;

—  определить  направления  и  качество  изменений  системного культурного объекта за счет применения эволюционных моделей;

— выдвинуть и проверить гипотезы о распространенности определенного культурного объекта за счет диффузионных моделей.

НЕРЕШЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. Решение указанных выше фундаментальных для науки о культуре проблем, интерпретация "и объяснение производных от них классов культурных явлений и процессов базировались на классической модели научного познания: выявление инвариант, универсалий и законов, свойственных предмету изучения на макроуровне, т. е  в массовом масштабе и на исторической шкале времени.