Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы

Страницы работы

Содержание работы

© Т.К. Солодухина

Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие к курсу « Педагогика народного художественного творчества». – Москва-Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. - 191 с.

Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы

Основные понятия: этноориентированные школы,национально-региональный компонент, содержание этнокультурного образования, методы и формы этнокультурного обучения.

Главным социальным институтом, реализующим этнокультурное образование, являются образовательные учреждения, обеспечивающие преемственность поколений в освоении культурного наследия народа, приобщающие детей к народному художественному творчеству с целью сделать его достижения личностно значимыми, способствующими жизнестроительству личности, подводящими к пониманию и принятию этнического многоголосья мира.

В нашей стране этнокультурное образование осуществляют образовательные учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессиональные; дополнительного образования и др.

В этом ряду особое место занимают общеобразовательные учреждения, представленные общеобразовательными школами, гимназиями, лицеями, которые обеспечивают становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, мировоззрения, социального и культурного самоопределения.

Огромную роль школы в процессе передачи культурного наследия подчеркивают многие ученые. Так, В.С. Леднев, выделяя основные функции общего образования, указывает, что оно есть средство передачи общей культуры последующим поколениям и важнейшее средство всестороннего развития личности [2].

Исследуя социальный характер и миссию школьного образования,  В.Д. Шадриков обращает внимание на его культурообразующую основу, подчеркивая исторический характер этого процесса. Автор отмечает, что функционирование системы школьного образования в контексте традиционных социальных институтов воспроизводит устоявшуюся систему культурных ценностей и норм, обеспечивает рефлексивную культуру, исторически устоявшуюся и находящую отражение в образовании посредством литературы, искусства, философии, технологии. Это заложило основу того, что сегодня школьное образование способно трансформироваться из механизма просвещения в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем [7].

Не случайно в документах Минобразования России (1996) определяется роль общеобразовательной школы как «естественной составляющей в жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации своих сущностных сил», и закладывается перспектива развития этнокультурного компонента, отраженного в содержании образования в котором выделяются два направления:

1) основные  компоненты  знания, внутренне  обусловленные  человеком, позволяющие ему идентифицировать себя в физическом и социокультурном пространствах, а также инициироваться в них в период активной социализации (образование  в этом случае строится с учетом эволюции сознания школьников I- ХI классов и включает в себя коррекцию основных компонентов знания с учетом местной социокультурной обусловленности становления мировоззрения и общекультурных ценностей человечества);

2) содержание образования, индивидуализирующее образовательный путь школьников через реализацию их творческого потенциала и ориентированности на будущую профессию. Во втором направлении речь идет о расширении базового компонента образования - курсы по выбору школьников, ориентированные на их этнокультурные интересы и потребности.

Таким образом, очевидна ведущая роль общеобразовательной школы в развитии российской этнокультурной образовательной традиции через акцентирование внимания в образовательном процессе на региональные, этнические и национальные культуры, отраженные в национально-региональном компоненте.

Под национально-региональным компонентом содержания образования  понимается та его часть, которая отражает региональное и национальное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география, этнохудожественная культура региона и др.), обусловливающее удовлетворение особых потребностей и интересов в области образования народов нашей страны в лице субъектов федерации [3,с.110].

Современные исследования национально-регионального компонента отмечают, что исторически сложившиеся культурные региональные традиции представляют ценнейший источник педагогических идей, технологий, аксиологических приоритетов, оригинальных новаторских методов и форм, отраженных в опыте организации образовательного процесса. Этот опыт служит основой разработки современного содержания этнокультурного образования, что является одной из центральных педагогических проблем. Как отмечает в своем диссертационном исследовании В.К. Шаповалов, в разработке содержания этнонаправленного образования следует искать способы сближения, гармонизации, совместимости разнородных культурных ценностей и ценностных систем региона [7,с.97]. Только такой баланс обеспечит выбор личностью варианта культурной идентичности, создаст возможности диалога полиэтнических культур, обогащающих духовную сферу личности, делающих человека мудрее, терпимее к многообразному проявлению культурных традиций.

Похожие материалы

Информация о работе