Этнохудожественная деятельность школьников в структуре дополнительного образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

© Т.К. Солодухина

Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие к курсу « Педагогика народного художественного творчества». – Москва-Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. - 191 с.

Этнохудожественная деятельность школьников в структуре дополнительного образования

Основные понятия: дополнительное этнокультурное образование, модели дополнительного этнокультурного образования.

Качество этнокультурного образования может быть обеспечено  только интеграцией основного (базового) и дополнительного образования детей в российской школе. Взаимодополнение друг друга создает единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка, обеспечения образованности.

Понимание образованности личности как способности самостоятельного решения проблем на основе использования социального опыта, частью которого является опыт этнического и поликультурного взаимодействия. Справедливым сегодня считается утверждение, что образованность человека определяется не столько специальными   (предметными) знаниями, сколько разносторонним развитием личности на традициях отечественной и мировой культуры, на современной системе общечеловеческих ценностей, формирующих способность к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Такую образованность может обеспечить интеграция базового и дополнительного компонентов образования.

Дополнительное образование, соотносясь с базовым, по мнению Н.А. Морозовой, как бы пристраивается к нему с боку (по горизонтали) или сверху (по вертикали), тем самым расширяя макросистему образования [8,с.13].

В основе определения «дополнительное образование» лежит сочетание двух парных категорий: «дополнительное» - дополнение к чему-нибудь и «образование» - совокупность знаний, полученных специальным обучением [9]. Объединение этих двух понятий позволяет рассматривать дополнительное образование как совокупность знаний, полученных специальным обучением, являющихся дополнением к ранее полученным и расширяющим сферу их применения. В нашем случае  этнокультурный компонент дополнительного образования позволяет школьникам более глубоко изучить народную художественную культуру и практически освоить разнообразные виды и жанры этнохудожественной деятельности. О необходимости использовать дополнительное образование («внешкольное образование») в совершенствовании личности указывали многие отечественные педагоги. Среди них:

-С.И. Гессен, который ввел понятие «внешкольное образование»;

-И.А. Каиров, разработавший педагогические феномены «внеклассная» и «внешкольная» работа;

-К.Н. Вентцель, создавший своеобразную модель учреждения дополнительного образования, основным предназначением которого была организация жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры;

-С.Т. Шацкий, уделявший внимание созданию «особой детской  среды» в воспитании и развитии личности;

-Е.Н. Медынский, разработавший теорию внешкольного образования, основной целью которой было развитие школьников как способность личности не только совершенствоваться духовно, физически, нравственно, но и совершать внутреннюю работу личности над самим собой, над всеми элементами человеческого.

Особенно важными в контексте нашего исследования являются работы

Похожие материалы

Информация о работе