Народная художественная культура как основа этнокультурного образования школьников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

© Т.К. Солодухина

Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие к курсу « Педагогика народного художественного творчества». – Москва-Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. - 191 с.

Народная художественная культура как основа этнокультурного образования школьников

Основные понятия: народная художественная культура, этнопедагогика,история этнокультурного образования.

Обращение современной педагогики к народной художественной культуре обусловлено следующими факторами:

- историческими, основанными на многовековом опыте использования народной художественной культуры в воспитательной и образовательной практике; 

- социальными, связанными с пониманием роли культуры в социализации личности;

- психологическими, ориентированными на осмысление традиций художественной культуры как средства формирования национального самосознания, ментальности человека, национального видения мира, как формы внутреннего и внешнего контроля, препятствующего «выплеску» в реальное поведение отрицательных, агрессивных подсознательных эмоций, порождаемых сложной действительностью [28,с.27-28]; 

- педагогическими, связанными с использованием культурного творчества народа, духовных целей и ценностей, выводящих растущего человека на новый этап саморазвития, на способность «произрастать из самого себя», в «бытие с другими», «со-бытие» в культурно-исторической среде [24,с.300].

Таким образом, общественно-педагогическая значимость народной художественной культуры связана с тем, что, возникнув в далекой древности и развиваясь в течение многих веков в народной среде, она являлась хранителем народной мудрости и философии, бесценным проводником педагогической мысли, нравственности, творческого опыта, обогащенного современной практикой. По мнению многих ученых (Т.И. Бакланова, О.М. Долженкова, А.С. Каргин и др.), художественная культура народа не подвержена мутации и трансформации, потому что срабатывают механизмы векового отбора ценного, истинного, насущного, остается лучшее, а случайное и неустойчивое теряется, исчезает. Вместе с тем при потере духовных ценностей, запечатленных в народной художественной культуре и являющихся этнодифференцирующим признаком, народ перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос. Следовательно, использование народной художественной культуры в педагогической практике имеет важнейшее значение. Возникает необходимость рассмотреть категорию «народная художественная культура» (НХК) как педагогический феномен.  

Народная художественная культура является предметом изучения многих специалистов: этнографов, искусствоведов, педагогов, психологов и др. Наше внимание привлекли работы Т.И. Баклановой, А.С. Каргина, Н.Т. Улгурташевой, Л.И. Михайловой и других, теоретически обосновывающие понятие, содержание и структуру НХК.

В исследованиях А.С. Каргина [26] НХК рассматривается как целостное образование, представленное как результат и процесс:

·  длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов различных субкультур, включающий прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное

Похожие материалы

Информация о работе