Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 5

Следует выделить еще одну особенность учебного курса «Наследие» - это  учет новой «этнокультурной» среды. Под новой средой понимаются постоянно меняющиеся требования к образовательному процессу, его содержанию и продукту деятельности. Поэтому содержание курса достаточно гибкое, оно вбирает в себя новизну, инновации, происходящие в обществе, при этом ориентируется на интересы конкретных детей.

Таким образом, изучение народной художественной культуры в подростковом возрасте раскрывает перед детьми этническую картину мира, законы народного сознания и мышления, знакомит школьников с материальной и духовной жизнью предков, погружая их новую народно- творческую среду.

Анализ содержания учебного курса «Наследие» позволяет выделить базовые темы «История переселения семейских. Потомки забайкальских староверов»; «История старообрядчества в устных преданиях народа и старинных протяжных песнях»; «Речь – это человек. Слово в молитве. Искусство народного слова. Говор семейских»; «Носители фольклора семейских»; «Основные традиции пения в селах Забайкалья»; «Народные песни и игры для детей»; «Бог есть любовь. Духовные стихи и песни. Рождественская колядка «Радуйся, Мария»»; «Недвижимые памятники русского старообрядчества: храмовое зодчество, историческая застройка, усадьба» и др.

Очевидно, что содержание учебной программы «Наследие», отражающей локальную культуру субэтнической группы русского населения Забайкалья - семейских, обеспечивает как ее теоретическое изучение, так и практическое освоение. Данный курс расширяет знания, получаемые школьниками в процессе изучения таких дисциплин национально-регионального компонента, как «История Бурятии», «Этнография народов Бурятии» и др.

Третий уровень этнокультурного образования обусловлен свойственной человеку рефлексией и связан с переходом к преимущественно рационально- логическому восприятию мира. В этот период можно ставить вопрос о выявлении роли русской народной художественной культуры, о развитии профессиональной отечественной культуры и вклада в мировую цивилизацию. Сравнительный анализ различных культурных традиций, сопоставление их ценностей и норм, выявление сходства и различия, причин этих различий – вот основа содержания многих этноориентированных курсов в старших классах. Итогом становится понимание многообразия человеческих культур, уважение к иным культурным традициям, возможность самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и норм, предлагаемых современному человеку. Таким образом, разноуровневый комплекс этнокультурного образования включает в себя:

а) совокупность знаний государственного предметного минимума и вариативной части базисного плана, отражающих систему транслируемых ими ценностей и предлагаемых способов деятельности средствами народной художественной культуры, выступающей в качестве составной части русской культуры;

б) совокупность информационных и художественных элементов, личностных образцов, значимых для конкретного возраста, обеспечивающих способы освоения этнокультурного пространства и определяющих пути интегрированного освоения культурного многообразия. Это личное участие ребенка в ценностях культуры и мера глубины его как ее носителя.

В содержании этнокультурного образования мы выделяем три уровня: информационно-познавательный; операционно - деятельностный; ценностно-ориентационный (см. Таблицу)

Представленная таблица позволяет увидеть, что этнокультурное образование реализуется в целостном педагогическом процессе, характеризующем высший уровень его развития, обеспечивая взаимосвязь и единство всех составляющих его компонентов. При этом целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания или единству процессов умственного, физического трудового, эстетического и других видов воспитания. Он един и не делим в своем стремлении решения вопросов целостного развития личности через создание специально организуемых влияний на него в процессе жизнедеятельности [Сластенин В.А.,2000.С.169].