Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 4

Второй уровень этнокультурного образования предполагает освоение школьниками норм и ценностей, конкретизирующих содержание собственной этнокультуры. Этот этап может быть охарактеризован как переходный - от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию. Нормы и ценности собственной культуры осознаются детьми как результат длительного исторического развития, как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа, проявляющиеся в нравах и обычаях, нормах поведения, в непосредственной практике межличностного общения.

Примером этнокультурного учебного курса может стать  программа по НХК «Наследие» (автор В.Ф. Иванов) [8,с.110-123], созданная на основе локальной традиции семейских Забайкалья и реализованная в Хасуртайской средней школе Хоринского района. Образовательные задачи, решаемые этой программой, предполагают:

-познакомить школьников с историей старообрядцев России на примере семейского населения с. Хасурта;

-привить детям любовь к народной культуре через призму знаний о народной песне и сопутствующих ей жанров (песенные жанры, форма и ритмические структуры песни, народные лады и способы голосоведения и др.);

-обучить школьников народному музыкальному языку, пению в народно-певческой манере локальной среды с. Хасурта (народное многоголосье, подголосье, семейский распев и др.).

Рассмотрение содержания предмета как интегрированного соединения истории, культуры, искусствознания позволило педагогам реализовать принцип пространственно-временного диалога, позволяющего на примере опыта культуры увидеть ценности предков (материальные, духовные и др.)  и связать их с современностью. Через диалог времен участники педагогического процесса прослеживают параллели в развитии различных пластов культуры семейских, выявляют их созвучность многим культурным традициям белорусов, поляков, украинцев. Изучение системы обычаев, традиций и праздников в течение учебного процесса носит характер соотнесения реального времени нашей жизни и времени изучаемой культуры. Это позволяет формировать представления о духовных и материальных ценностях, созданных русским народом в целом, и целостном сохранении его в локальной культуре семейских. Представление народного песенного искусства как художественной системы подчеркивается его связями с природой, историей, с духовно- нравственными ценностями этнической общности. Народное искусство предстает перед учащимися как система исторически развивающегося знания о мире, произведения народного искусства - как эволюционирующие образы национальной культуры.

Учебная программа «Наследие» создает условия для реализации основной потребности подростков – потребности в индивидуализации и творческой самореализации. Так, творческой самореализации способствуют интегративные методы обучения, использование которых на занятиях приучает получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации изучаемой информации, а в ходе творческой деятельности, самовыражения на основе собственного опыта и полученных знаний. Этнографические экспедиции, практическая работа в старообрядческой часовне, работа в библиотеке, краеведческая деятельность и др. предоставляют возможность реализовать свои устремления. Собственная художественная практика школьников создает условия для выполнения заданий разной направленности: пение старинных семейских песен, изображение движения музыки в игре и хороводе, прослушивание музыкальных произведений, отрывков из литературных произведений, посвященных истории освоения края старообрядцами и др. Таким образом, использование НХК в педагогическом процессе представляется как необходимое условие воспитания личности, способной развивать в себе духовные, психологические и нравственные качества с дальнейшей реализацией их в процессе самовыражения.