Вместе с тем современная художественная педагогическая практика накопила значительный опыт приобщения детей к различным видам искусства (О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Т.Я. Шпикалова и др.). В основе приобщения лежат разные методы обучения, однако суть их сводится к пониманию существования искусства народа в триединстве процессов создания произведения, воссоздания его исполнителями и восприятия слушателями (Б.А. Асафьев). Именно это послужило выбором следующих групп методов (см. Схему)
Опуская анализ общедидактических методов обучения, которые являются основой образовательной деятельности, мы сосредоточим внимание на специфических методах приобщения детей к культуре русского народа. Так, эффект удивления может быть создан разными приемами.
Схема 5
Методы приобщения школьников к народной художественной культуре
|
|||
Прежде всего это яркий, красочный рассказ о происхождении, развитии и назначении народного искусства, сопровождающийся музыкальным показом преподавателя и запоминающийся наглядностью. К примеру, общность элементов народной культуры можно проследить путем сравнения игр одной тематики, музыкальных инструментов одного класса народов Бурятии (гусли и ятаг, свирель и лимба, домра и чанза и т.д.). Так, игры в «Ладышки» (у семейских) и «Шагай» (у бурят) посвящены интегрированному развитию интеллектуальных качеств детей, ловкости, меткости, состязательности. Это игры в кости. При манипуляции костями мелких животных (ладышками, шагаями) дети проигрывают разные жизненные ситуации, бытовые сценки, картины общения людей. Разучивание игр, выявление сходства сюжетов и правил и их различий позволяет детям не только расширить игровой кругозор, но и ощутить общность культурной жизни соседних народов.
В качестве методов обучения в практике этнокультурного образования успешно используются малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, которые побуждают творческое соревнование, настраивают на активную работу. Например считалки, этот жанр фольклора незаменим в ходе любого занятия. С помощью считалки можно установить очередность при солировании песни, игре на музыкальном инструменте. Ее используют так же и в естественном бытовании для регулирования взаимоотношения детей в процессе игры или разучивания обряда. Знание преподавателем дразнилок, мирилок, молчанок и др. помогает в установлении контакта с детьми и организации такого обучения, когда дети в процессе игры узнают основные понятия и термины народного творчества.
Использование перечисленных приемов устной традиции исключает усталость и скуку на занятиях, помогает детям усвоить, что фольклор - это не только искусство, но и явление повседневного быта, которое они творят и он благодаря им живет.
В качестве методов обучения успешно используется синкретизм НХК, который дополняет изучаемую тему материалом другой, показывая этим глубинную связь, существующую между разными жанрами народной культуры. Например, такая связь проявляется в общности структур, выступающих в качестве базовых строительных элементов традиции: ритмические структуры песни, пляски, сказки, инструментального наигрыша, чередование деталей на вышивке узора, резьбы на наличниках. Организация введения ребенка в новую тему, в более трудный вид деятельности опирается уже на известные ему структуры традиции, заложенные в моторно-двигательном, речевом, игровом началах. В НХК уже заложена возможность обучения, направленного от целого к ее частям, которая задается при обучении устным путем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.