Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 3

Следовательно, включаемые в содержание начального образования сведения гуманитарно-культурного и естественно-научного характера о собственном этносе, других народах региона, страны, их национально-культурном достоянии, о современной цивилизации как результате совокупных усилий сотен народов планеты удовлетворят интересы ребенка и создадут основу для сравнения культурных достижений и вклада своего народа в культуру мира.  НХК в этом плане представляет базис, из которого органично вытекает комплекс знаний, представлений, необходимых школьнику как представителю своего этноса и гражданину мира. Мы солидарны с мнением В.Д. Шадрикова, который отмечает, что ребенок должен жить «родной культурой и в родной культуре, а другие культуры он должен знать. Жить и знать — вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам» [6]. Для обеспечения жизни ребенка в родной культуре ему необходимо обеспечить достаточный объем сведений о НХК и  доступных средствах индивидуального развития, позволяющих идентифицировать себя как представителя своего этноса и встроиться в мир поликультурного окружения.

Основной задачей дисциплин НХК первого уровня, когда рациональные компоненты сознания детей существуют в значительной степени лишь как потенциальные, является ознакомление с феноменом народной культуры, с жанрами, близкими детям, в основе которых лежит образное восприятие действительности. Это детский фольклор, созданный народом исключительно для педагогической целесообразности. Базовым курсом для начальной школы с русским этнокультурным компонентом Бурятии является «Основы народного творчества», содержание которого составят фольклор и жанры русской культуры, ориентированные на участие детей [8,с.35-58]. Программа курса (автор Т.К. Солодухина) имеет концентрическое строение и содержит разделы, которые повторяются из года в год, углубляя, дополняя и расширяя первоначальные сведения детей: 1) устное народное творчество; 2) игры, забавы и увеселения; 3) народное музыкальное творчество; 4) народные праздники; 5) прикладное искусство.

Изучение базового курса позволяет детям ознакомиться с основными жанрами, понять основные закономерности развития, осмыслить содержание народных традиций и смысл заключенных в них ценностей. Развитие этнокультурной идентичности весьма эффективно идет  при погружении детей в жанры НХК, которые обеспечивают:

-коммуникацию - передачу информации между поколениями, обеспечивая этнокультурную интегрированность в этнический социум;

-гносеологию - возможность осознать картину современного мира через сопоставление древних представлений и современных научных достижений, тем самым расширяя кругозор школьников средствами диалога времен;

-инкультурацию, способствующую через погружение школьников в НХК преобразовывать и развивать личность;

-сигнификацию, содействующую формированию новых знаний, благодаря которым человек совершает умственные и эмоциональные действия, преобразуя окружающую среду;

-нормирование, реализующее систему средств, законов и правил организации коллективной жизни.

Включение в содержание этнокультурного образования начальной школы интегрированного курса «Введение в народную культуру» (автор С.А. Харитонова) [8,с.59-98], раскрывающего специфику народной культуры полиэтнической Бурятии: русской, бурятской, эвенкийской, монгольской, украинской и др., опирается на законы развития традиционной культуры: устность, коллективность, преемственность, синкретичность и др., которые являются связующим звеном в диалоге культур «Восток-Запад».

Рассматриваемые темы «Моя Бурятия», «История родного края», «Народы Республики Бурятия», «Сказки народов Бурятии», «Народные игрушки в Бурятии» и другие позволяют осмыслить многообразие культурного наследия, вклад каждого народа в развитие культуры Бурятии, региона, страны. Курс «Введение в народную культуру» служит пропедевтикой к изучению детьми курсов «История Бурятии», «Этнография», «МХК»  на следующих уровнях этнокультурного образования.