Устные методы обучения позволяют достаточно органично выстраивать педагогический процесс. Педагог в своей деятельности в первую очередь обращает внимание на общий эмоциональный тон и характер совместного творчества. Внутри класса естественным образом распределяются роли на ведущего и ведомых, причем эти роли неоднократно меняются. Например, при разучивании народной песни школьники усваивают показ с голоса одного учителя, свой же присоединяют к общему звучанию. На совместных выступлениях, праздниках, гуляньях дети незаметно для себя усваивают традиции, «входят» в них, и традиция, запоминающаяся таким образом, становится художественным и эмоциональным опытом, собственным для каждого ребенка, наделенным личными переживаниями.
Таким образом, методы и приемы приобщения детей к народному творчеству опираются на опыт народной педагогики, в основе которой естественность, опора на возраст детей, вовлечение в активную творческую деятельность, яркая эмоциональность. В основе методов приобщения к творчеству лежат общение старших и младших, душевная беседа, размышление сообща, захватывающий рассказ, сотворчество взрослых и детей.
Анализируя теоретические данные и практический опыт работы по организации этнокультурного образования, доминантой которого является НХК, мы определили условия формирования этнокультурной идентификации и межкультурной толерантности в педагогическом процессе общеобразовательной школы:
· содержание этнокультурного образования должно обеспечить школьников максимумом знаний, умений и навыков, дающих жизнь в родной культуре и гармоничное сближение с региональными ценностными этносистемами на всех этапах школьной жизни;
· содержание учебного материала должно отличаться занимательностью, образностью, яркостью изложения, оформления, опираясь на лучшие образцы творчества народов Бурятии;
· отбор содержания учебного материала на занятиях должен осуществляться по принципу - от занимательности - к постепенному углублению знаний о предмете, приобретению знаний и умений практического порядка, от них - к самостоятельной народно-творческой деятельности;
· создание эмоциональной атмосферы обучения, в основе которой должны лежать сотрудничество преподавателя с учащимися, их родителями, общественностью, гуманные отношения в психологически комфортной воспитательной среде.
Таким образом, организация приобщения школьников к НХК в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы свидетельствует о ее педагогической мощи, оказывающей влияние на формирование нравственных установок и патриотических чувств, художественного вкуса, этнокультурной идентичности и межкультурной толерантности, составляющих базис национальной концептосферы.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение национально-региональному компоненту содержания этнокультурного образования.
2. Назовите дисциплины НХК входящие в национально-региональный компонент.
3. Перечислите основные методы и формы приобщения детей к НХК в целостном процессе общеобразовательной школе.
Литература
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.
1. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
2. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь - справочник. – М., 1995.
3. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. –160 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1999.
5. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.
6. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1997.
7. Этнокультурное образование детей и молодежи в Бурятии: Сб. ст. /Сост. Т.К. Солодухина. – Улан-Удэ, 2002.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.