Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 8

Познавательная, художественно-творческая деятельность школьников

 
 

Коллективные и групповые занятия

Игра, ритуал и праздник как способы общения, реализации и популяризации полученных знаний

Индивидуальные занятия

 

 

Уроки НХК: уроки-инсценировки;

уроки-концерты;

уроки-мастерские;

уроки – микроэкспедиции;

итоговые уроки

Индивидуальные консультации, упражнения.

Самостоятельная поисковая и творческая деятельность школьников

 
 

Сотрудничество, сотворчество, духовное общение педагога и детей

 

Понимая специфичность содержания НХК как учебной дисциплины, мы в качестве основной используем интегрированную форму проведения занятий, что позволяет объединять теорию и практику.  Это связано с тем, что народная художественная культура в деятельности школьников выступает не только как сумма знаний, прослушанных и исполненных произведений, а как народно-творческая практика, их порождающая. В художественно - практической деятельности школьников наиболее полно раскрываются закономерности народного миропонимания, мышления, бесписьменный  способ передачи художественных традиций, который собственно и соединяет процесс обучения с творчеством.  Обращение к практике народного художественного обучения позволило нам выявить в качестве наиболее эффективных форм введения ребенка в мир НХК обучение в коллективе, раннее приобщение к творческой и исследовательской деятельности, публичные выступления и др., которые успешно дополняются современными организационными формами, такими как инсценированные уроки, уроки - концерты, уроки-мастерские, микроэкспедиции, уроки-игры и др.

Одной из форм организации занятий в младшем школьном возрасте является игра, которая успешно выступает методом обучения и диагностики развития этничности ребенка. Уникальность ее в обучении объясняется соответствием природе школьника. Игра позволяет ребенку органично познавать новые образы культуры, приобретать умения и навыки. Глубокое знакомство с традициями  и обычаями этнической культуры, заключенными в игре, способствует развитию национального самосознания, формированию многих образов национальных концептов. Все это происходит естественно, как бы само собой, в занимательной и увлекательной форме, что лишает педагогический процесс назидательности. Так, например, игра превращает песни в музыкально-игровые композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров - плясовые, игровые, хороводные. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни, например «A мы просо сеяли» или «Кузнецы», а также путем соединения 2 - 3 песен (создание «веночка» из песен).

Анализ учебных программ, реализуемых в образовательных школах с русским этнокультурным компонентом, позволил нам выделить основные виды традиционных народных игр старообрядцев, наиболее часто применяемых в школах (см. Таблицу).

Особенности игровой формы проведения занятия заключаются в том, что  участникам  предоставляется  возможность апробировать себя в любых ролях в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнером по игре. Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливает воздействие на ребенка различных видов искусств - слова, музыки, танца, драмы - в едином синтезе.

Таблица 2