Познавательная, художественно-творческая деятельность школьников |
||||||||||
Коллективные и групповые занятия |
Игра, ритуал и праздник как способы общения, реализации и популяризации полученных знаний |
Индивидуальные занятия |
||||||||
Уроки НХК: уроки-инсценировки; уроки-концерты; уроки-мастерские;уроки – микроэкспедиции; итоговые уроки |
Индивидуальные консультации, упражнения. Самостоятельная поисковая и творческая деятельность школьников |
|||||||||
Сотрудничество, сотворчество, духовное общение педагога и детей |
||||||||||
Понимая специфичность содержания НХК как учебной дисциплины, мы в качестве основной используем интегрированную форму проведения занятий, что позволяет объединять теорию и практику. Это связано с тем, что народная художественная культура в деятельности школьников выступает не только как сумма знаний, прослушанных и исполненных произведений, а как народно-творческая практика, их порождающая. В художественно - практической деятельности школьников наиболее полно раскрываются закономерности народного миропонимания, мышления, бесписьменный способ передачи художественных традиций, который собственно и соединяет процесс обучения с творчеством. Обращение к практике народного художественного обучения позволило нам выявить в качестве наиболее эффективных форм введения ребенка в мир НХК обучение в коллективе, раннее приобщение к творческой и исследовательской деятельности, публичные выступления и др., которые успешно дополняются современными организационными формами, такими как инсценированные уроки, уроки - концерты, уроки-мастерские, микроэкспедиции, уроки-игры и др.
Одной из форм организации занятий в младшем школьном возрасте является игра, которая успешно выступает методом обучения и диагностики развития этничности ребенка. Уникальность ее в обучении объясняется соответствием природе школьника. Игра позволяет ребенку органично познавать новые образы культуры, приобретать умения и навыки. Глубокое знакомство с традициями и обычаями этнической культуры, заключенными в игре, способствует развитию национального самосознания, формированию многих образов национальных концептов. Все это происходит естественно, как бы само собой, в занимательной и увлекательной форме, что лишает педагогический процесс назидательности. Так, например, игра превращает песни в музыкально-игровые композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров - плясовые, игровые, хороводные. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни, например «A мы просо сеяли» или «Кузнецы», а также путем соединения 2 - 3 песен (создание «веночка» из песен).
Анализ учебных программ, реализуемых в образовательных школах с русским этнокультурным компонентом, позволил нам выделить основные виды традиционных народных игр старообрядцев, наиболее часто применяемых в школах (см. Таблицу).
Особенности игровой формы проведения занятия заключаются в том, что участникам предоставляется возможность апробировать себя в любых ролях в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнером по игре. Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливает воздействие на ребенка различных видов искусств - слова, музыки, танца, драмы - в едином синтезе.
Таблица 2
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.