Схема 3
Приобщение школьников к НХТ как
разноуровневый комплекс ЭКО
Компоненты этнокультурного образования школьников |
||
Гностический (информационно-познавательный) |
Деятельностный (операционно – деятельностный) |
Процессуальный (ценностно-ориентационный) |
Обязательные учебные дисциплины, отраженные в инвариантной и вариативной частях учебного плана, направленные на формирование знаний, умений и представлений школьников об основных законах, функциях, содержании НХК. |
Внеурочные формы образовательной деятельности, обеспечивающие развитие практико-теоретических умений и навыков школьников в области НХК, система дополнительного образования |
Система воспитательной работы, ориентированная на этнохудожественные ценности, формирующая ценностно- ориентационные нормативы деятельности и поведения школьников, предполагающая выбор варианта культурной идентификации, воспитание межкультурной толерантности |
|
||
Дисциплины РК: «История Бурятии», «История и культура Бурятии», «Литература и история Сибири»; Дисциплины ШК: «НХК», «Этнография народов Бурятии», «Фольклор русского населения Бурятии» и др.; Элективные курсы: «Основы народного музыкального творчества», «Введение в народную культуру Бурятии », «Наследие», «Истоки» и др. |
Факультативные занятия, кружки, клубы др. |
Система воспитательной работы школы, воссоздающая этнокультурную педагогическую среду. Организация и проведение массовых народных праздников, участие в воссоздании народных традиций, фольклорные экспедиции и др. |
Познавательная, народно-творческая, общественно-практическая деятельность школьников на основе сотрудничества, духовного и практического общения со сверстниками, преподавателями, носителями народной культуры в этнокультурной среде школы
В организации целостного педагогического процесса выделяют два плана: содержательный и организационный. Так, в содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством. В организационном плане целостность обеспечивается единством отдельных самостоятельных процессов-компонентов.
Опираясь на исследования В.А. Сластенина, мы к основным компонентам целостного педагогического процесса в этнокультурном образовании относим:
1) процесс освоения и конструирования (дидактического адаптирования) этнокультурного содержания образования и материально-технической базы;
2) процесс делового взаимодействия педагогов и школьников в освоении ими содержания этнокультурного образования;
3) процесс взаимодействия педагогов и школьников в совместной этнохудожественной, творческой деятельности, носящей межличностный, сотворческий характер;
4) процесс самостоятельного обращения школьников к НХК в целях личностного самосовершенствования.
Итак, первый компонент отражает предметные отношения, второй и третий – художественно-педагогические, четвертый – воспитательные. Следовательно, этнокультурный педагогический процесс представляется в его целостности. Подводя итог вышеизложенному, следует резюмировать, что приобщение ребенка к НХК в общеобразовательной школе наиболее эффективно благодаря, во-первых, обязательности и системности курсов и дисциплин, отраженных в национально-региональном компоненте учебного плана; во-вторых, культуротворческой среде школы, создающей возможности погружения в мир НХК; в-третьих, реализации различных вариантов педагогического взаимодействия, лежащего в основе передачи народной традиции. Только школа дает возможность совместного освоения культуры в разновозрастном коллективе, создающем модель традиционного пути передачи культурного наследия. Последнее особенно актуально, так как на каждом возрастном этапе освоение ребенком культурного и социального пространства идет через разные организационные формы. В младшем школьном возрасте - игрушки, сказки, игры, фольклор, кодексы чести, критическое прикосновение к миру взрослой действительности. В старшем школьном возрасте - через субкультуру, традиции, которые затем транслируются младшим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.