Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 6

Схема 3

Приобщение школьников к НХТ как

разноуровневый комплекс ЭКО

Компоненты этнокультурного образования школьников

Гностический (информационно-познавательный)

Деятельностный (операционно – деятельностный)

Процессуальный (ценностно-ориентационный)

Обязательные учебные дисциплины, отраженные в инвариантной и вариативной частях учебного плана, направленные на формирование знаний, умений и представлений школьников об основных законах, функциях, содержании НХК. 

Внеурочные формы образовательной деятельности, обеспечивающие развитие практико-теоретических умений и навыков школьников в области НХК, система дополнительного образования

Система воспитательной работы, ориентированная на этнохудожественные ценности, формирующая ценностно- ориентационные нормативы деятельности и поведения школьников, предполагающая выбор варианта культурной идентификации, воспитание межкультурной толерантности

           

Дисциплины РК: «История Бурятии», «История и культура Бурятии», «Литература и история Сибири»;

Дисциплины ШК: «НХК», «Этнография народов Бурятии»,  «Фольклор русского населения Бурятии» и др.;

Элективные курсы: «Основы народного музыкального творчества», «Введение в народную культуру Бурятии », «Наследие», «Истоки» и др.

Факультативные занятия,  кружки, клубы др.

Система воспитательной работы школы, воссоздающая этнокультурную педагогическую среду. Организация и проведение массовых народных праздников, участие в воссоздании народных традиций, фольклорные экспедиции и др.

Познавательная, народно-творческая, общественно-практическая деятельность школьников на основе сотрудничества, духовного и практического общения со сверстниками, преподавателями, носителями народной культуры в этнокультурной среде школы

В организации целостного педагогического процесса выделяют два плана: содержательный и организационный. Так, в содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством. В организационном плане целостность обеспечивается единством отдельных самостоятельных процессов-компонентов.

Опираясь на исследования В.А. Сластенина, мы к основным компонентам целостного педагогического процесса в этнокультурном образовании относим:

1)  процесс освоения и конструирования (дидактического адаптирования) этнокультурного содержания образования и материально-технической базы;

2)  процесс делового взаимодействия педагогов и школьников в  освоении ими содержания этнокультурного образования;

3)  процесс взаимодействия педагогов и школьников в совместной этнохудожественной, творческой деятельности, носящей  межличностный, сотворческий характер;

4)  процесс самостоятельного обращения школьников к НХК в целях личностного самосовершенствования.

Итак, первый компонент отражает предметные отношения, второй  и третий – художественно-педагогические, четвертый – воспитательные. Следовательно, этнокультурный педагогический процесс представляется в его целостности. Подводя итог вышеизложенному, следует резюмировать, что приобщение ребенка к НХК в общеобразовательной школе наиболее эффективно благодаря, во-первых, обязательности и системности курсов и дисциплин, отраженных в национально-региональном компоненте учебного плана; во-вторых, культуротворческой среде школы, создающей возможности погружения в мир НХК; в-третьих, реализации различных вариантов педагогического взаимодействия, лежащего в основе передачи народной традиции. Только школа дает возможность совместного освоения культуры в разновозрастном коллективе, создающем модель традиционного пути передачи культурного наследия. Последнее особенно актуально, так как на каждом возрастном этапе освоение ребенком культурного и социального пространства идет через разные организационные формы. В младшем  школьном возрасте - игрушки, сказки, игры, фольклор, кодексы чести, критическое прикосновение к миру взрослой действительности. В старшем школьном возрасте - через субкультуру, традиции, которые затем транслируются младшим.