Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 2

Следовательно, содержание этнокультурного образования - это база, позволяющая обеспечить освоение школьниками системы  ценностных ориентаций, образцов поведения человека в обществе. Содержание этнокультурного образования мы рассматриваем в двух аспектах:

·  как систему передачи этнокультурных образов, норм и  ценностей подрастающему поколению;

·  как совокупность знаний и ценностных представлений школьников о конкретной этнической общности, которая через знаково-символические основы НХК обеспечивает развитие национальной   концептосферы личности, формирует морально-этическое поведение и потребности в эстетическом преобразовании действительности, а также готовность к полилогу с полиэтническими культурами.

Обращение к народной художественной культуре как основе этнокультурного образования русских школьников Бурятии имеет огромное значение, так как она своей структурой, художественно-педагогическим наполнением, характером передачи информации создает все условия для учета в образовательном процессе этнопсихологических особенностей русского народа, среди которых эмоциональное освоение мира, миролюбие и терпимость, способность к диалогу культур и др. В приобщении детей к НХК задействованы как рациональные компоненты сознания, так и эмоциональная сфера личности, что делает процесс этнокультурного образования познавательно направленным, эмоционально насыщенным, вызывающим чувство удовлетворения от соприкосновения с ценностями родной культуры, народными идеалами, формирующим почву для благоприятного восприятия культур соседних народов.  В образовательном процессе НХК способствует формированию чувства сопереживания народному искусству, умений и навыков собственной творческой деятельности, позволяющих ребенку проявить себя и добиться успеха в реализации ценностей национальной культуры.

Анализ учебных планов экспериментальных школ Бурятии показывает, что национально-региональный компонент наполнен такими дисциплинами, отражающими русскую народную художественную культуру, как «Традиции и обычаи семейских Забайкалья», «Твой дом - село Хасурта», «Фольклор семейских», «Звучащее русское слово», «Народная медицина», «Староверы в панораме веков», «Казачьи спортивные игры», «История и культура  семейских с. Гашей», «Песни нашего края» и др. Использование в содержании этнокультурного образования НХК обеспечивает:

·  раскрытие перед учащимися героических страниц истории      своего народа;

·  выявление сохранения и развития региональных, субэтнических особенностей НХК, отражение их в национальной концептосфере личности;

·  усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов;

·  воспитание потребностей личности в организации жизнедеятельности на эстетике народной художественной культуры;

·  привитие любви к традиционному народному искусству;

·  развитие художественно-творческих способностей школьников.

Анализ теоретических исследований и современной практики позволил нам выделить три основных уровня (этапа) этнокультурного образования в общеобразовательной школе, охватывающих периоды, соответствующие периодам развития ребенка (детство, отрочество, юность):

- начальный (I-IV классы);

- основной (V-IX классы);

- полной средней (X-XI классы) школы.

Наиболее перспективна в плане приобщения ребенка к родной культуре начальная школа. Особенностью приобщения детей младшего школьного возраста к НХК является широта их интересов и творческая универсальность в обращении к различным жанрам и видам художественной деятельности: пению, игре на инструменте, хореографии, народной драме, занятиям прикладным искусством и т.п. В результате стабилизации интересов по мере изучения НХК появляется потребность в более основательных знаниях по какому-то одному виду, обогащающему потенциал школьника. Начав осваивать русское народное творчество на уроках, получив основные знания о роли культуры в жизни русского человека, ее структуре и жанрах, ребенок проявляет интерес к определенному виду народного творчества, продолжая его изучение в фольклорном ансамбле или другом творческом коллективе.