Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 9

Традиционные игры старообрядцев (семейских) Забайкалья,

используемые в школьной практике

Вид

Игроки

Названия игр

Подвижные

Мальчики

«Клюшки», «Катание яиц», «Городки», «Бабки», «Зоска», «Князь»,

Девочки

«Камешки», «Мячик», «Выбивалочки» и др.

Смешанные

«Лапта», «В мяча», «Бей-беги», «Луночки», «Прятанки», «Казаки-разбойники», «Гуси-лебеди», «Коршун» и др.

Интеллектуальные

Смешанные

«Ладышки», «Загадки» и др.

Социальные

Смешанные

«В куклы», «Каравай», «Ручеек», «Найди колечко»,  «В хороводе были мы», «Дрема», «Табурет», «Капустка», «У крух», «В ремня» и др.

Объектом игры могут быть почти все предметы окружающего мира, в том числе и духовные реальности, такие как звуковысотность и ритм в музыке. Игра может осуществляться в песне, разыгрывании сюжета в хороводе, с костюмом, с музыкальными инструментами и способами игры на них.

По сути, игровая имитация в школьном возрасте пленяет своей непредсказуемостью, игровой логикой, которую и требуется с максимальной полнотой отразить в формах обучения НХК. Так, при обучении игре на русских ударных инструментах ранее всего ведется поиск того, что звучит в окружающем мире. Тростинка, дуплистый ствол дерева, ложки, удары камешков друг о друга. Идет своеобразный период «музыкального собирательства», который перерастает в период «музыкального земледелия», когда музыкальный инструмент из природного становится культурным. Важно знать, как он изготовляется, подгоняется под руки ребенка, как воплощает в себе опыт овладения культурной традицией. На данном этапе работы обращение к НХК решает несколько задач. Среди них:

·  организационная и терапевтическая: занятия служат снятию усталости за время школьного дня и психологическому переключению с одного вида деятельности на другой;

·  познание основ НХК, накопление практического материала, общение с ним, формирование у детей сознательного отношения к народному произведению как живому, развивающемуся явлению искусства.

Для привлечения внимания детей к народной культуре процесс обучения организуется таким образом, чтобы удивить ребенка, создать атмосферу новизны и привлекательности. Очень важно в этот момент создать ситуацию успеха ребенка в творческой деятельности. Все, что исполняет ребенок, - это хорошо, еще лучше получится, когда ребенок вступит во взаимодействие с другими исполнителями.

Углублению интереса к предмету содействуют различные формы проведения занятий: разнообразные конкурсы (на лучшее исполнение скороговорок, частушек, загадок, на лучшего гармониста или дударя), уроки - концерты с приглашением искусствоведов и народных мастеров и др. На занятиях реализуются такие приемы приобщения детей к НХК, как:

-обеспечение необходимого эмоционально-положительного настроения школьников;

-необычность подачи материала, которая ведет к концентрации внимания и активности детей в творчестве;

-создание ситуаций, при которых возникает состояние удивления и восхищения, успеха и начинает действовать система «ожидания», желания новой встречи с народным искусством, желание попробовать себя в нем.

Игровые формы проведения занятий с успехом применяются и при воспитании межкультурной толерантности школьников (см. Приложение). Таким образом, разнообразие организационных форм обучения становится действенным средством приобщения школьников к НХК при создании атмосферы сотрудничества, общения преподавателя с учащимися, благодаря чему они становятся уроками искусства.