Приобщение школьников к народной художественной культуре в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы, страница 7

Осознание ребенком своей этнической принадлежности осуществляется с помощью взрослых в процессе диалога мира взрослых и мира детства. Именно этим определяется специфика этнокультурного образования в школе. Подтверждение этой идеи мы находим в трудах А.Г. Асмолова, С.Д. Полякова и др., подчеркивающих что с позиции историко-эволюционного подхода в психологии образование выступает механизмом социогенеза, поддерживающим индивидуальность личности, а вариативность образования выступает как способ расширения возможностей личности в ходе ее жизненного пути. В силу этого переход от безнационального образования к этнической дифференциации образования в системе общего образовательного пространства России есть актуальный путь развития личности через родной язык, культурные традиции, народные обычаи и т.д. [4].  

Приобщение школьников к народной художественной культуре в общеобразовательной школе, организуемое как целостный педагогический процесс, включает:

·  аудиторные урочные и внеурочные формы учебной деятельности (специальные (элективные) курсы по выбору,  факультативные занятия);

·  дополнительное образование детей (кружки, секции, клубы,  ансамбли, театры и пр.);

·  воспитательную работу школы (организация и проведение групповых и массовых этнокультурных мероприятий).

Целостный педагогический процесс базируется на сотрудничестве педагогического коллектива с учащимися, их родителями и общественностью. Школа как центр этнокультурного образования обеспечивает творческую почву для формирования общих культурных интересов и духовной близости детей, родителей, педагогов, разновозрастного детского коллектива. Атмосфера духовной близости разновозрастного коллектива создается при организации и проведении массовых народных праздников, клубов выходного дня, народных спортивных праздников и других мероприятий, обеспечивающих школьникам ощущение причастности к этническому коллективу, возможность выражения своего отношения к нему через объединяющие чувства детей  с другими людьми, что значительно повышает процесс этнокультурной идентификации. Это ощущение рождает у детей заряд созидательной энергии, способствующей личностному развитию и самосовершенствованию. Таким образом, практическая деятельность учащихся в этнокультурной среде является одним из важных условий развития этнокультурной идентичности личности.

Практические формы этнокультурной деятельности в целостном педагогическом процессе обеспечивают школьникам овладение навыками творческой жизни в родной культуре. Исполнительские (пение, игра на инструментах, драматизация, танец и др.), творческие (традиционная игра, импровизация, сочинительство) навыки помогают детям не только познать, увидеть и услышать произведения НХК, но и проникнуться их духом, почувствовать динамизм традиции, реализовав ее в разных жанрах.

Под формой  (от лат. forma - внешний вид, оболочка) проведения практических занятий по НХК мы понимаем способ осуществления учебного процесса, некую оболочку для внутренней сущности, логики и содержания. Выбор форм проведения занятий по НХК зависит от количества обучаемых, времени и места обучения, порядка осуществления. Анализ опыта педагогов Бурятии, приобщающих школьников к занятиям народной художественной культурой, позволил нам систематизировать наиболее эффективные формы  этнообразовательной деятельности. 

Схема 4

Формы проведения занятий  по народной художественной культуре в общеобразовательной школе