© Т.К. Солодухина
Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие к курсу « Педагогика народного художественного творчества». – Москва-Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. - 191 с.
Основные понятия: приобщение, национальная концептосфера, индивидуальное «Я», этническое «Я», поликультурное «Я», мультикультурное «Я.
Приобщать школьников к традиционному творчеству народа – значит создать условия для осознания культурных ценностей, народного мироощущения и мировосприятия, передать мудрость народной философии и педагогики, прогнозируя на их основе базовую модель национального поведения и деятельности, отраженных национальной концептосферой. Привлечь внимание детей к занятиям народным искусством - это обеспечить развитие их личностных структур, способности идентифицировать себя со своим народом и его культурой, ознакомить с другими культурами и их носителями, научить понимать красоту и творить ее.
Рассматривая этнокультурное образование как процесс приобщения школьников к народной художественной культуре, мы акцентируем многообразие его функций:
-восстановления и сохранения традиций народной культуры;
-инкультурации школьников в родной культуре;
-воспитания носителя народной традиции, способного к передаче ее последующим поколениям.
Следует подчеркнуть актуализацию педагогических возможностей НХК, направленных на развитие потенциала личности. Сосредоточенные в народной художественной культуре аксиологические приемы, среди которых приоритет развития личности ребенка, учет его природных возможностей, уважение его стремления к освоению НХК, ненавязывание варианта ее освоения определяют неимперативные способы передачи этнокультурной информации и технологии ее освоения. Основанные на совместном коллективном творчестве, устности, синкретизме, сотворчестве, они позволяют целенаправленно и педагогически обоснованно формировать национальную концептосферу личности.
Концептосфера личности – это глобальный образ мира, универсальный в смысле единства всех миропредставлений, совокупность концептов и их отношений. Концепт представляет собой единицу коллективного знания /сознания, отправляющего к высшим духовным ценностям, имеющим языковое и поведенческое выражение, отмеченное этнокультурной спецификой. Культурный концепт – это сгусток культуры в сознании человека. По мнению Д.С. Лихачева, концептосфера есть «подстановка культурного опыта нации» [20,с.144]. Концепты возникают в сознании человека на основе его народного культурно-исторического, социального, географического, чувственного опыта, и чем богаче этот опыт, тем шире возможности для эмоциональной ауры слова, поведения, образа, в которых находят выражение все стороны концепта. Совокупность концептов образует концептосферу нации, которая складывается из совокупности индивидуальных, групповых, национальных и универсальных (общечеловечески значимых) концептов. Приобщение детей к НХК позволяет через художественные образы формировать базовые концепты, формируя этническую шкалу ценностей, мировоззрение, которые отражаются в национальной концептосфере.
Этнокультурное образование позволит осмыслить действие концепта на трех уровнях сознания:
· рефлексивном, концепт - часть концептосферы личности и его связь с другими концептами в сознании человека;
· бытийном, определяющем роль концепта в поведении людей;
· духовном, отражающем вписанность в духовную культуру народа, принадлежность к ней.
Этнокультурное образование обеспечит формирование национальной концептосферы школьников, включающей осознанные умения и способы деятельности:
а) ориентироваться в культурном многообразии мира через призму родной культуры;
б) осмысливать совокупность культурных достижений родного народа и их роль в собственном жизнестроительстве в форме культурных концептов «этнокультура», «народная художественная культура», «этноидентичность», «межкультурная толерантность» и др.;
в) осуществлять продуктивное взаимодействие с представителями разных культур.
Логика формирования национальной концептосферы школьника предполагает приобщение к НХК русского народа через национально-этнический диалог (по горизонтали) и историко-эволюционный (по вертикали), целостный подход к образованию, адекватный народным традициям, учитывающим половозрастные особенностей детей, их этнокультурные потребности и интересы, создание условий для творческого развития и самовыражения, духовное раскрепощение личности, повышение энергопотенциала и жизнеустойчивости детей, расширение интереса к этнокультурному взаимодействию народов.
Исследованию педагогической сущности процесса приобщения посвящено достаточно много работ. Научный анализ этого педагогического явления основывается на попытке осмысления дефиниции «приобщение». В научном дискурсе можно выделить следующие подходы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.