Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 9

В художественных произведениях народа природа отражена в виде декора, орнамента, ритма. Так, природосообразность народного искусства выражается в использовании природных материалов: дерева, растений, глины и т.д. Приводит в изумление функционально - биологическая близость произведений народного искусства природе и человеку. Оно не противостоит природе, а является ее продолжением, органом, обращенным в сторону человека. Таковы деревянная изба с резьбой, домашняя мебель, кухонная утварь, предметы ткачества, одежда и пр. Это относится и к танцу, и к песне [9,с.33]. Таков фольклор для детей, отражающий особенности возраста, специфику психологического развития, эмоционального становления человека.

Удивительно отношение русского человека к природе. Старообрядцы, изгнанники по религиозным мотивам из центральных областей России в Восточную Сибирь, сумели сохранить исконные русские национальные особенности, проявляющиеся, прежде всего, в отношении к окружающей природе, в соблюдении исконных норм природопользования и хозяйствования. Красоту Забайкалья они отразили в своих песнях и произведениях декоративно-прикладного искусства. Замкнутость «семейской» общины способствовала сохранению привезенных с собой из России традиций, передаче их из поколения в поколение.   

Преемственность народной художественной культуры является средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального [25,с.26]. Жизнь каждого народа находится в вечном движении, изменении, которое отражается в произведениях народного искусства. Универсальные для данной среды образы искусства отражают сознание народа, все исторические пласты материальной и духовной культуры предков. Поэтому в искусстве разных народов прослеживаются элементы культурной общности. Ф.Ф. Болонев, размышляя о песнях семейских, отмечает древность их происхождения, сложную историческую судьбу, взаимовлияние тех музыкальных сред, в которых они «жили» до поселения в Забайкалье: Стародубья, Ветки, Гомеля, Подолии, Винницы, Хмельника и др., куда «стекались староверы и вообще вольные русские люди со всех концов России и обменивались песнями, принесенными из родных мест» [8,с.41]. Отсюда в песнях семейских, в их костюмах есть элементы украинской и белорусской традиций.

Коллективность проявляется во всеобщности, т.е. в причастности всех представителей данного общества к народной культуре. В обрядах и праздниках, фольклоре и произведениях декоративно-прикладного искусства все  связаны общностью переживаний, одинаковостью жизни, психологии, творческих приемов. Язык, мифы, религия, обычаи, искусство выражают одну и ту же идеологию определенной ступени общественного развития, обусловливаемую «психикой общественного человека» [11,с.17]. Произведения народного творчества раскрывают мировоззрение творцов культуры прошлого, их отношение к миру, опыт многих людей, поколений. Живя в обществе, личность подчиняется коллективным законам, нормам, бытующим в  форме обычаев, традиций. Коллективные законы, обычаи, традиции, ценности отражаются в этнической картине мира. Поэтому, приобщаясь к народной культуре сегодня, можно стать участником единения людей с миром и испытать художественно-эстетические переживания, настроения предков.

Образность народного творчества связана с переорганизацией пространства по-новому, по-своему (П.А.Флоренский). Народ в своем       творчестве переорганизовывает пространство средствами художественных образов, которые повествуют об особенностях культуры народа, отражают его жизнь, обеспечивают удовлетворение эстетических потребностей. Созданные человечеством ценности моделируются, хранятся и передаются с помощью образов народного искусства - художественных языков. Органическая связь содержания и формы художественных образов делает произведения народного искусства неповторимыми и одновременно понятными, доступными для всех, так как идея, отраженная в них, лишена индивидуальных черт (что проистекает из коллективности творческого сознания), поэтому она объективна и канонична, достаточно абстрактна и космологична... В народном творчестве идея образа непосредственно вытекает из поэтического отношения к природе, к ее явлениям, которые не подвергаются рационализации. Отсюда величайшая поэтическая сила образов народного искусства, высочайшая одухотворенность их, граничащая с волшебностью [9,с.35].