Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 2

·  лингвистический, рассматривающий термин «приобщение» как производное от глагола «приобщить» - дать возможность, включить в какую-нибудь деятельность, сделать участником чего-нибудь [17], познакомить с чем-то, включить в какую-то сферу, процесс [2],  а «приобщиться» означает включиться или стать участником какой-либо деятельности [16]. C нашей точки зрения, следует особое внимание обратить на интерпретацию смысла слова «приобщить», данную В.И. Далем [14], который понимал его как «присоединить, причислить … прилагать одно к другому в одно целое, в один счет». Следовательно, «приобщить» - дать почувствовать русскому школьнику, себя частью единого народа, ощутить его соборность, полноту причастности к его событийности;

·  этнокультуроведческий, исследующий «приобщение» как активное эмоциональное ознакомление с культурами народов России через язык культуры и учет соотношений культурных контекстов контактирующих народов (Л.А. Шейман [26] и др.);

·  общехудожественный, представляющий «приобщение» как  «ликвидацию отчужденности от культуры» широких слоев населения страны, охрану и приумножение духовных ценностей, активное использование их для повышения культурного уровня людей, для развития профессионального искусства и народного художественного творчества (Ю.У.Фохт-Бабушкин [25]);

г) процессуальный (психолого-педагогический), определяющий понятие «приобщение» к народной культуре как ознакомление с традициями культуры, систему деятельности по их освоению, практическое участие в их воссоздании [4], как «познание при  общении», в основе которого лежит творческое общение преподавателя с учащимися в условиях «целенаправленного педагогического процесса, включающего в себя разные формы внеклассных и классных занятий, сориентированных на постижение духовно-содержательных аспектов народного искусства в единстве воспитания и созидательной деятельности» [13], как сотрудничество преподавателя с учащимися в процессе народно-творческой деятельности [23].

Соглашаясь с выявленными подходами, следует особо подчеркнуть, что миссия этнокультурного образования видится нами в социальном (педагогическом) взаимодействии, направленном на передачу подрастающему поколению духовного наследия народа через личностный и деятельностный обмен культурными ценностями, создающий условия для саморазвития личности.

Анализ исследований педагогической дефиниции «приобщение» убеждает нас, что основу процесса приобщения составляет деятельность личности:

- информационная (познавательная) – сообщение и изучение базовых знаний, характерных для этнохудожественной культуры;

-технологическая (художественно-творческая) – овладение совокупностью операционных и интеллектуальных умений, обеспечивающих высокое качество народно-творческой деятельности, высокий  уровень соответствия этих умений традициям; 

-аксиологическая (ценностно-ориентационная) – интериоризация           традиционных и актуальных этнокультурных и общечеловеческих  ценностей;

-рефлексивная - выражающая результат выделения ребенком самого себя из окружающей полиэтнической среды, позволяющей ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность со своим народом и его культурой, как в отношении прошлого, так и в отношении настоящего и будущего.

Таким образом, приобщение как разнонаправленная деятельность в образовании осмысливается нами как созидательная, сохраняющая,  воссоздающая не только культуру общества, но и формирующая ее субъекта - человека. Школьник, погружаясь в культуру родного  народа, осваивая ее достижения через познавательную, художественно-творческую, рефлексивно-феноменологическую деятельность, осознает ее как ценность высшего порядка, что позволяет ему ориентироваться на ее идеалы в собственном развитии.