Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 5

·  идеомоторные процессы, программирующие, регулирующие и тренирующие функции и механизмы таланта, т.е. движения и действия, возникающие при наличии мысли, образа или чувства вне сознания человека. Эти важнейшие процессы предполагают движение мысли ребенка в этнокультурном освоении мира, создании новых вариантов произведений народного творчества (варьирование, импровизация, сочинение и т.д.),

Этнокультурное образование позволяет совершенствовать личностные черты и качества ребенка, его внутреннюю природу, основу  которой составляет энергопотенциал, т.е. условие и способность человека к действию. При гармоничном развитии мышления, чувств, воображения и психомоторики ребенок начинает не только различать вокруг себя какие-то задачи, но и  решать их оригинальным, присущим только ему способом. Например, откликаться на произведения искусства, оценивать красоту окружающих предметов, исполнять народную музыку, опираясь на собственные эмоции и опыт. В человеческом энергопотенциале различают:

·  основной или базовый, получаемый человеком при рождении, в генотипе. Он максимален, и как долго будет сохраняться и развиваться, зависит от стиля обучения и воспитания ребенка;

·  оперативный – энергия, которую человек приобретает в процессе активных действий, следовательно, этнокультурная деятельность благодаря своей эзотеричности, художественно-образной насыщенности позволяет приращивать  энергопотенциал;

·  прибыльный – энергия, которую мы зарабатываем активными   умственными или психомоторными действиями, общаясь с высоким искусством, с природой, людьми высокой духовности. Ребенок берет эту энергию из природы, культуры, чтобы выражать себя, свое «Я».

Таким образом, изучая культуру родного народа, младший школьник изменяет окружающий мир, расширяет сферу взаимодействия с людьми, учится отделять свое «Я» от «не - Я», непосредственно переживая этнокультурную идентичность. Этнокультурное образование   закладывает основу процессам развития личности ребенка, создав базу для формирования национального самосознания, развития у ребенка системы этнонациональных ценностей, понимания роли своей нации и этноса в мировом историческом процессе.

Особый акцент на становление этих качеств делается в подростковом возрасте, основная особенность которого – резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, однако, как указывают исследователи, центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я - концепции, проявляющееся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, идентифицировать себя с другими людьми.

Отрочество характеризуется повышением значимости Я - концепции, системы представлений о себе, формированием системы самооценок на основании попыток самоанализа, сравнения себя с другими. И одним из критериев такого анализа и оценивания является этническая идентичность. В этом процессе интересен тот факт, что рефлексия    подростком своего взаимодействия с этническим окружением, его отношение к факту этнического влияния определяют степень активности в построении «Я», ее когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов [6,с.32].

Этнокультурное образование облегчает завершение процесса этнокультурной идентификации подростков через отражение в содержании учебных дисциплин уникальности истории народа, специфики его традиционной бытовой культуры и др., которые способствуют формированию этнической константности, чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик.

Этническое «Я (Я-русский)Основной результат этнокультурной идентичности личности – формирование национального самосознания, национального характера и ментальности, отраженных в национальной концептосфере.