· с переходом к конкретно-операционному мышлению, влекущему за собой перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми (Ж. Пиаже);
· с включением в учебную деятельность, где развивается и реализуется потенциал ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего опыт действования в этом мире. Приоритет учебной деятельности не отодвигает на второй план игру, занятия спортом, искусством, музыкой, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Предрасположенность младших школьников к народному искусству характеризуется наибольшим благополучием в аффектно потребительской сфере, преобладанием положительных эмоций и личной активностью. Естественный, живой интерес детей к народной культуре в этом возрасте связан с тем, что младшим школьникам близко и понятно народное искусство, которое своей эмоциональностью и яркостью находит отклик в чувствах детей, являясь важным условием формирования мироощущения и мировосприятия. Народное искусство совпадает конкретно-чувственной, образной наглядностью с конкретно - образным мышлением детей. Оно органично, без специальной обработки, входит в его духовный мир, захватывает внимание, возбуждает эмоции, которые в свою очередь развивают эстетическую потребность в повторных встречах с народным творчеством, пробуждая национальные чувства.
Этнокультурная основа образования в младшем школьном возрасте в первую очередь направлена на создание условий овладения ребенком средствами и способами познания и оценивания этнокультурного мира. Модель «Я-образ» и этнического мира формируется через сказочно-таинственные отношения человека с миром, представленные в произведениях народного художественного творчества, раскрывающих перед ребенком сложный мир ценностных взаимоотношений человека и природы. Переживаемые ребенком чувства позволяют идентифицировать себя с «культурными героями», дают возможность выбора быть собой и места в окружающем мире. Следует особо подчеркнуть, что согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского основными формами опосредования высших психических функций являются особые образные формы: восприятие, воображение, мышление. Они представляют собой единицы анализа внешних свойств предметов конкретной культуры, и именно их ребенок использует как символы, раскрывающие отношение к миру [11].
Анализ работ В.В. Клименко позволяет дополнить этот ряд двумя механизмами, активно развивающимися в этом возрасте, – психомоторикой и энергопотенциалом [18]. Психомоторика – это орган тела человека, составляющий некое единство с мышлением, чувствами и воображением. Это искусство регуляции живых движений, соответствующих образу и мысли. Мысля, мы действуем, а действуя, мыслим. Чем больше психомоторных действий усвоил ребенок, тем точнее его движения, тем совершеннее мышление. Поэтому практическое освоение произведений народной культуры (музыкальное исполнительство, театрализация, игра и др.) позволяет не только совершенствовать координацию движений младшего школьника, но и создает больше точных, ярких мыслей, чувств, образов, осознанных состояний своего тела, приходящих не только в момент переживаний, но и как регуляции в обстоятельствах деятельности и жизни. Развитие психомоторики позволяет выделить направления ее специализации:
· произвольные моторные процессы, совершенствование которых определяется уровнем умелости ребенка, точности, эстетичности действий и мастерства в этнокультурном творчестве;
· сенсомоторные процессы, которые решают задачи отражения и регуляции предметных свойств этнокультурного окружения, т.е. точность, целостность, срочность отражения и адекватность движениям, воздействующим на человека извне: технических систем, людей, явлений общества или природы;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.