Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 8

Мультикультурное «Я» (Я - гражданин Мира). Американский психолог Флеминг Фанч [24] представлял процесс развития личности как способ освоения жизненного пространства, среди которого десять сфер различного масштаба - от личностной сферы до всеобъемлющей сферы, которая целостна и совершенна. Всеобъемлющая сфера – это совокупность всего существующего, включающая творческий потенциал личности, способность создать все, что угодно. Она  является самой широкой сферой. Чтобы стать личностью, подрастающий человек должен освоить сферы взаимоотношений группы, общества, планеты и др., составляющие целостную модель и формирующие умения сосредоточиться на разных частях жизни. С этой точки зрения гармонизация развития личности подрастающего человека возможна только при условии переживания им согласованных сфер: этнического, национального (поликультурного),      общечеловеческого. Целью этнокультурного образования в этом аспекте является освоение растущей личностью ценностей духовного наследия различных народов мира, которые служат источником его развития и обогащения  родной культуры. Новая социокультурная ситуация, характеризуемая открытостью российского общества экономическому, культурному, образовательному обмену с зарубежными странами, затрагивает интересы каждого индивида, подводит к переопределению характера межэтнических отношений, акцентированию идей сотрудничества и толерантности. Поэтому конечной задачей этнокультурного образования выступает показ развивающейся личности, осваивающей разнообразные жизненные сферы, путь от родной культуры через ближайшее поликультурное окружение в мир общечеловеческих ценностей. Перспективы освоения мировых культурных достижений выступают способом гуманизации духовной жизни общества, социальных отношений, ориентации на понимание и культурный диалог. «Я» как человек мира, или цивилизованное «Я» предполагает доминирование системы гуманистических и нравственных ценностей, приоритетных запросов духовного, интеллектуального и творческого порядков, умение вести диалог с различными культурами и собственную этнокультурную самоидентификацию; потребности в самоактуализации, самореализации, ощущение личной неповторимости и социальной значимости. Чувствовать себя гражданином Вселенной совсем не означает потерю национального чувства и гражданства. Как писал Н.А. Бердяев: «Кто не любит своего народа и кому не мил его конкретный образ, тот не может любить и человечество, тому не мил образ человечества» [5,с.95].

Таким образом, этнокультурное образование школьников Бурятии  должно обеспечить персонификацию, социализацию и инкультурацию личности; формировать гражданские качества, понимание ответственности не только за свою судьбу, но и судьбу родной культуры, ее развитие в поликультурном пространстве региона.

Таким образом, процесс приобщения детей к художественной культуре народа основывается на гармоничном развитии субъекта. Народная художественная культура, первоначально являющаяся внешним фактором процесса развития в процессе освоения ее ценностей ребенком, превращается во внутренние источники его становления.

Феноменологический компонент базируется на социокультурных, философских идеях о феноменологических смыслах народной художественной культуры, ее месте в развитии личности как ее творца и носителя национального самосознания. Педагогическая сущность данного компонента (от греч. phainomenon – являющееся) заключается в понимании народной художественной культуры как исключительного по своей природе явления и его возможности влиять на развитие личности. Феноменологическая сущность народной  художественной культуры заключается в природосообразности, преемственности, коллективности, синкретичности и  целостности. Природосообразность НХК отражается в слитности, неразделимости природы и народного творчества. В процессе производственной деятельности народ создал культуру, идеально соответствующую окружающей его природе и представлениям о красоте. Природа и культура – это основы национальной целостности. В понимании человека природа - Великая Матерь(я), мать - кормилица и заботница, излучающая душу. За многолетнюю историю народ постиг свою землю и небо, составил особый календарь; приноровился к природе и в одежде, и в вещах быта, и в красках живописи, в песнях; телодвижениями в танце очерчивает структуру национального пространства - времени...» [12,с.19].