Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 7

Поликультурное «Я (Я-россиянин). Степень проявления   человеком знаний, умений и навыков, позволяющих  правильно оценивать специфику родной культуры и условия ее взаимодействия с культурами других народов, находить адекватные формы сотрудничества с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, составляет поликультурную компетентность личности. Умение услышать и понять человека другой этнической культуры – важное качество будущего взрослого человека, который с детства учится жить в гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, обществом. Нормальное состояние гражданина новой России определяет единство трех начал: чувство принадлежности к своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой; чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу; принадлежность к мировому сообществу [19,с.51].

Придерживаясь мнения Г.Д. Гачева [12,с.76], мы считаем, что познание национальных особенностей важно для:

·  взаимопонимания народов при межкультурных контактах; 

·  самопознания народа, что есть «я» в отличие от «другого»; 

·  обоснования, что есть «мы», человек вообще, по истине и существу, и что ему подлинно нужно, т.е. через варианты познать инвариант.

Ответы на эти вопросы предлагают концепции диалогичности культур, обозначенные в теории гуманитарного мышления М.М. Бахтина, В.С. Библера. Диалог есть реальный, образовательный, действенный смысл культур, общающихся между собой, в контексте культуры мира, в сосредоточении основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума. Рассматривая диалог как образовательный, эвристический прием усвоения монологического знания и умения, определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий, формирования творческого мышления, мы видим основной задачей этнокультурного образования оказание помощи ребенку в диалоге с уникальным, «внутренне бесконечным полифоническим размышлением», где человек есть единство индивидуальности и всемирности. «Чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто знает свою национальную душу» [7,с.126].

Воспитание поликультурного «Я» основывается на формировании таких концептов, как:

- уважение к культуре другого народа, базирующееся на опыте «межкультурного творчества», соответствующего природе ребенка и формирующего заинтересованное отношение к культурам народов; яркое художественно-эстетическое сознание, утонченный вкус и чувство прекрасного, способность видеть и ценить красоту в культурах разных народов; характер ребенка, понимающего и принимающего     культуру в различных национальных формах ее воплощения;

- толерантность, обеспечивающая целостное мировоззрение поликультурной личности, отражающая характер взаимоотношений соседних этносов, их связи, культурное сотрудничество; развитое лингвистическое сознание, обеспеченное знанием языков и культур соседних этносов, создающих условия для расширения кругозора школьников;

- взаимодействие, позволяющее формировать у личности историческое и географическое сознание, обеспечивающее межкультурное сотрудничество, основанное на знании истории народов, населяющих регион, ощущении причастности и ответственности за общую судьбу, общую территорию, за большую и малую родину, родной очаг; за сохранение национального культурного разнообразия.

Этнокультурное образование осмысливается нами как педагогическая помощь учащимся, педагогам, родителям освоить идеи поликультурализма на уровне менталитета через одновременное развитие, проявление многообразных культурных парадигм, их диалога, сравнения, установления взаимопонимания. Включение в этнокультурное многообразие среды полезно для обеспечения широкого гуманитарного контекста развития личности ребенка.

В связи с этим основная задача этнокультурного образования      школьников сводится к воспитанию ментальной совместимости       школьников через диалог национальных культур, детализацию взаимодействующих компонентов культуры, их интеграцию в целостном культурном пространстве цивилизации.