Наиболее эффективные условия включения ребенка в этнокультуру создают множественные школьные коллективы: класс, фольклорный ансамбль, театральный кружок, кукольный театр и др., общешкольные праздники и фестивали, учебно-воспитательная работа, которая будет способствовать укреплению эмоций, социальной оценки, стремлений действовать сообща. В условиях системы общего образования все участники подобных коллективов примерно одинаковы по способностям, среди них нет одаренных или бездарных, поэтому важно использовать такие педагогические достижения и передовой педагогический опыт, которые способствовали бы формированию устойчивых потребностей детей в освоении художественного творчества русского народа. «Все дети необычайно талантливы и способны к уникальному творчеству. Главная установка учителя - талантливость каждого раскроется, если пробудить в ребенке духовную потребность видеть и чувствовать прекрасное» [1].
Реализовать эти гуманные идеи поможет технология педагогического сотрудничества, основанная на гуманистическом, полифоническом взаимодействии преподавателей со школьниками как равноправными участниками единой художественной деятельности. Целевыми ориентирами этой технологии являются акцент на педагогику отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, интеграция обучения и воспитания.
Таким образом, данные теоретические положения позволяют нам сделать основополагающий вывод. Приобщение детей к культуре, введение их в многоголосный мир традиционной культуры означают воспроизведение «системы ориентаций и поклонений» (Э. Фромм), формирование системы взглядов на мир, реализацию программы самоактуализации личности с опорой на активность и потребности личности в художественно-творческой деятельности. Основными технологиями выступят этнокультурные и сотруднические технологии в совместной художественно-творческой деятельности взрослых и детей.
Диагностический компонент включает систему методов педагогической диагностики и мониторинга результативности вхождения детей в мир народной художественной культуры. Педагогическая диагностика направлена на выявление результатов приобщения школьников к НХК, формирование личностных структур, этнокультурной идентичности, межкультурной толерантности, а также поиск причин эффективности или неуспешности педагогического процесса. Вместе с тем следует подчеркнуть, что педагогическая диагностика выполняет две роли. Во-первых, она выступает инструментом познания. Во-вторых, позволяет не только диагностировать результативность формирования личности, но и принимает участие в ее развитии. В связи с этим в процессе введения детей в мир этнокультуры преобладающими функциями педагогической диагностики являются:
· обратная связь, обеспечивающая возможность получения сведений о процессе приобщения детей к НХК с целью лучшей ориентации в нем;
· оценка результативности, основывающаяся на сравнении достигнутых педагогических результатов с идеальными критериями и показателями;
· воспитательно-побуждающая, позволяющая использовать полученный результат для улучшения своей работы;
· коммуникативная, направленная на узнавание и понимание детей, выявление индивидуально-типологических особенностей ученика в процессе достижения воспитательного результата;
· прогностическая, ориентируемая на дальнейшее развитие процесса приобщения школьников к НХТ.
Выделенные функции позволяют нам подобрать серию методов диагностики, обеспечивающие валидность результатов исследования и со всей полнотой позволяющие проследить, как в процессе приобщения детей к народной художественной культуре протекает личностное развитие детей, формирование их этнической идентичности, проявляется толерантное отношение к культурам других народов (см. Приложение).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.