Управленческий компонент учитывает систему организации и управления процессом приобщения детей к НХК в этнокультурном образовании с учетом полиэтнического культурного окружения. В его основе лежит формирование умений школьников сотрудничать друг с другом в процессе освоения народной художественной культуры согласно традиционной системе жизнедеятельности в культуре и профессионально-педагогической компетентности и готовности педагогов к работе по приобщению детей к НХК.
Таким образом, рассмотренная характеристика педагогического феномена «приобщение», его структуры, включающей персоналистско - акмеологический, феноменологический, технологический, диагностический и управленческий компоненты, позволяет обеспечить вхождение ребенка в мир родной художественной культуры и, используя ее педагогический потенциал, способствовать развитию личности, становлению ее этнокультурной идентичности и воспитанию межкультурной толерантности.
Вопросы для самоконтроля
1. Уточни сущность понятия «приобщение школьников к НХК», почему оно выбрано основной стратегией этнокультурного образования русских школьников.
2. Выдели и охарактеризуй основные компоненты процесса приобщения школьников НХК.
3. Что есть национальная концептосфера личности и как НХК влияет на ее становление.
Литература
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: педагогика гармоничного развития. – М., 1989.
2. Алиев М.И. Приобщение детей к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003.
3. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Минск, 1998.
4. Атласова Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся подростков школ народов Севера к национальной культуре: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск,1991.
5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. – М., 1991.
6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М., 1986.
7. Библер В.С. От научения - к логике культуры: Два философских введения в ХХ1 век. – М., 1990.
8. Болонев Ф.Ф., Выхристюк О.И. Песни и певцы Большого Куналея или Академия народного пения. – Новосибирск, 2002.
9. Вагнер В.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства // Проблемы народного искусства. – М., 1982. – С. 46-50.
10. Валлон А. Психологическое развитие ребенка: Пер. с фр.- М., 1967.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – 2-е изд. – М.,1991.
12. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космос-Психо-Логос. – М.: Прогресс,1995.- 480 с.
13. Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1991.
14. Гроф С. Холопотворное сознание. – М., 1996.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1980.
16. Елисова Н.Н. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному фольклору: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2002.
17. Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства: Дис. … д-ра пед. наук. – М., 1995.
18. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. – Харьков- СПб., 1996.
19. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов- психологов. – Тарту,1974. – 117 с.
20. Лихачев Д.С. Очерки о философии художественного творчества. – СПб.,1996.- С.142.
21. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – Новосибирск,1987.
22. Сабиров В.Ш. О национальном самосознании // Имидж. -2003. - №3,4.
23. Солодухина Т.К. Педагогическое сотрудничество в процессе приобщения школьников к русскому народному музыкальному творчеству. – Улан-Удэ,2001.
24. Фанч Ф. Преобразующий процессинг: Учеб. пособие: Пер. с англ. – М., 2002.
25. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. – М.,1986.
26. Шейман Л.А. Основы методики преподавания литературы в киргизской школе. В 2 ч. – Фрунзе, 1982. – Ч.1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.