Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 10

Синкретичность народного творчества заключается в соединении прекрасного, справедливого и истинного. Образы синкретичной народной культуры устроены так, что все три критерия применимы к ним одновременно. Синкретизм толкуется как нерасторжимое единство всех искусств в художественном действии древних народов, людских обществ, а также определенный уровень развития художественной культуры, например в крестьянском искусстве и народных обрядах, где танец, песню, драматическое построение, наговоры, имитацию трудовых и жестикуляционно-мимических действий трудно отделить друг от друга в едином праздничном или магическом ритуале. Таким образом, синкретизм характеризует и соединяет материальную и духовную сферы деятельности народа. Различные виды народного творчества существуют в художественной культуре взаимосвязанно, они взаимопроникают, взаимодополняют друг друга, что есть закон развития художественной культуры, ее вечный двигатель.

Целостность народной художественной культуры рассматривается нами через призму целостности народной жизни, связанной с этнохудожественными представлениями людей, отражающими целостную образную картину мира и место человека в этом мире. У.Ю. Фохт-Бабушкин отмечает, что художественная культура, отраженная в искусстве народа, дает человеку целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни. Это не означает, что искусство отражает действительность только в жизнеподобной форме, форма может быть и весьма условной [25].

В традиционной культуре природа и человек, природа, дух и материя неразрывны. Целостность проявляется в знаках, символах, ритуалах, сохранившихся в народном творчестве: сказках, поверьях, пословицах, музыкальном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.

Обряды, соответствующие различным временам года, делают жизнь народа закономерной, целостной, цикличной, непрерывной, идущей по кругу. Религия является мировоззренческим основанием нравственно-эстетического содержания народной культуры. Она объединяет общей идеей, структурирует все народное творчество. Это объяснимо стремлением к красоте, продукту преимущественно эмоциональной, нравственной природы человека. Народное искусство, являясь частью художественной культуры, отражает общие представления о мире, людях, которые тесно переплетаются с религией. Н.А. Бердяев подчеркивал, что культура родилась из культа и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Особенно явно проявляется связь народной художественной культуры и религии в русских субэтносах Бурятии. Старообрядческая художественная культура - духовные стихи и песнопения, старинные христианские книги и иконы - является памятником русской художественной культуры. Культура забайкальских казаков отражает заветы служения богу. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!». 

Таким образом, обращение к феномену народной художественной культуры в современной образовательной практике является педагогически целесообразным, было бы безответственно не воспользоваться  опытом воспитания и развития человека, заключенным в содержании, формах и методах НХК (см.схему 2).

Технологический компонент включает теоретическое обоснование системы методов, приемов организации приобщения школьников к народной художественной культуре в контексте этнокультурной деятельности и создает предпосылки, обеспечивающие развитие этнокультурной идентичности и воспитание межкультурной толерантности личности. Механизмом приобщения ребенка к родной культуре являются этнокультурные образовательные технологии. Согласно мнению ряда исследователей (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, К.А. Строков, и др.),  под последними понимаются:

·  специально организованная система знаний, умений и навыков, имеющая целью оптимизацию разносторонней этнокультурной деятельности людей и развития этнокультурного региона, общества в целом;

·  диалог как двухсторонняя информационная связь культурных смыслов, позволяющих познать культурное многоголосье мира и включиться в полифоническое взаимодействие с ним.