Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 11

Исходя из феномена самотрансцендентности человека технологии этнокультурного образования предполагают исходить от человека к этнокультуре. Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.

Схема 2

Педагогический потенциал народной художественной культуры

Педагогическая сущность НХК в интеграции совокупности созданных народом материальных и духовных ценностей, заложенные в них традиции трудового, нравственного, патриотического, эстетического, физического, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта, художественных традиций, которые наследуемы из поколения в поколение в силу своей жизненной необходимости, характеризующейся объективно обусловленной необходимостью

.

 

индивидуальное «Я»

 

этническое «Я»

 

поликультурное «Я»

 

Я- человек Мира

 


По мнению А.Н. Андреева, личность и культура выступают как две принципиальные формы существования духовности. В культуре накапливаются, отбираются, шлифуются духовные ценности. Создаваемый банк духовных ценностей может быть востребован и реализован только субъектом, их создавшим,– личностью [3,с.30-31]. Следовательно, для того чтобы глубоко вникнуть в народную художественную культуру, что- либо в ней объяснить, передать осмысленное другому, необходимо опираться на духовно- информационную систему личности.

Рассматривая ребенка как космическое, природное, общественное, культурное существо, а духовность как самую глубинную суть человека, мы  видим смысл этнокультурных технологий образования в обеспечении:

·  наполненности внутреннего мира ребенка духом познания и творчества;

·  стремления к самосовершенствованию;

·  сотрудничества с другими людьми и культурами. Все это определяет и объединяет различные качества ребенка как уникального субъекта во всех своих многообразных индивидуально-неповторимых проявлениях.

В разработке этнокультурных технологий мы придерживаемся взглядов ученых на природу развития человека, доказывающих, что человеческая психика, как и Вселенная, не имеет границ и пределов своего развития [12,с.99] и стремится к бесконечному развитию, развертыванию, уточнению и совершенствованию. Духовное развитие человека есть «вертикаль развития», прорыв в многомерность бытия, в постижении которого задействуются различные формы внешней и внутренней активности растущего человека, опосредованные коммуникацией, жизнедеятельностью, рефлексией.

Таким образом, основой этнокультурных технологий, используемых в процессе введения ребенка в мир НХТ, выступает ориентир на внутреннюю активность, которая определяет «духовные устремления» личности (К.Д. Ушинский) и представляет «священный дар» (С. Вайман), позволяющий человеку достичь самопревышения, сориентироваться на культурный идеал.

В этнокультурных технологиях мы особо выделяем факт присвоения культурного наследия через социальное взаимодействие, т.е. через внешнюю активность человека. Не случайно личность определяется как «внутренняя социальность» (М.М. Бахтин); «ансамбль социальных отношений» (К. Маркс), «центр духовных актов» (В. Франк).  Несмотря на то, что духовность человека выступает определяющей в  развитии и понимается как свобода в формировании себя, своего отношения к миру и культурным ценностям, нельзя забывать о том, что ответственность за выбор пути освоения культуры, как и самоопределение ребенка, лежит на взрослых. Вступая во множественные взаимодействия, взаимоотношения, в том числе и с художественной культурой народа, человек получает информацию, которую он принимает, обрабатывает, сохраняет и управляет ею, что позволяет ему стать «коллективной личностью» (К. Юнг). Этнокультурная информация, воздействуя на личность, активно участвует в ее преобразовании. А всякое преобразование есть труд души по духовному самоопределению, способ морально – духовной, национальной и другой самоактуализации.