Исходя из феномена самотрансцендентности человека технологии этнокультурного образования предполагают исходить от человека к этнокультуре. Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.
Схема 2
Педагогический потенциал народной художественной культуры
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
По мнению А.Н. Андреева, личность и культура выступают как две принципиальные формы существования духовности. В культуре накапливаются, отбираются, шлифуются духовные ценности. Создаваемый банк духовных ценностей может быть востребован и реализован только субъектом, их создавшим,– личностью [3,с.30-31]. Следовательно, для того чтобы глубоко вникнуть в народную художественную культуру, что- либо в ней объяснить, передать осмысленное другому, необходимо опираться на духовно- информационную систему личности.
Рассматривая ребенка как космическое, природное, общественное, культурное существо, а духовность как самую глубинную суть человека, мы видим смысл этнокультурных технологий образования в обеспечении:
· наполненности внутреннего мира ребенка духом познания и творчества;
· стремления к самосовершенствованию;
· сотрудничества с другими людьми и культурами. Все это определяет и объединяет различные качества ребенка как уникального субъекта во всех своих многообразных индивидуально-неповторимых проявлениях.
В разработке этнокультурных технологий мы придерживаемся взглядов ученых на природу развития человека, доказывающих, что человеческая психика, как и Вселенная, не имеет границ и пределов своего развития [12,с.99] и стремится к бесконечному развитию, развертыванию, уточнению и совершенствованию. Духовное развитие человека есть «вертикаль развития», прорыв в многомерность бытия, в постижении которого задействуются различные формы внешней и внутренней активности растущего человека, опосредованные коммуникацией, жизнедеятельностью, рефлексией.
Таким образом, основой этнокультурных технологий, используемых в процессе введения ребенка в мир НХТ, выступает ориентир на внутреннюю активность, которая определяет «духовные устремления» личности (К.Д. Ушинский) и представляет «священный дар» (С. Вайман), позволяющий человеку достичь самопревышения, сориентироваться на культурный идеал.
В этнокультурных технологиях мы особо выделяем факт присвоения культурного наследия через социальное взаимодействие, т.е. через внешнюю активность человека. Не случайно личность определяется как «внутренняя социальность» (М.М. Бахтин); «ансамбль социальных отношений» (К. Маркс), «центр духовных актов» (В. Франк). Несмотря на то, что духовность человека выступает определяющей в развитии и понимается как свобода в формировании себя, своего отношения к миру и культурным ценностям, нельзя забывать о том, что ответственность за выбор пути освоения культуры, как и самоопределение ребенка, лежит на взрослых. Вступая во множественные взаимодействия, взаимоотношения, в том числе и с художественной культурой народа, человек получает информацию, которую он принимает, обрабатывает, сохраняет и управляет ею, что позволяет ему стать «коллективной личностью» (К. Юнг). Этнокультурная информация, воздействуя на личность, активно участвует в ее преобразовании. А всякое преобразование есть труд души по духовному самоопределению, способ морально – духовной, национальной и другой самоактуализации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.