Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 6

Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. По мнению В.Ш. Сабирова [22], национальное самосознание включает чувство ответственности перед государством и предполагает осознание человеком своих гражданских прав и обязанностей, например готовность защищать интересы России; приобщенность к русской культуре, означающей не только эрудицию в области литературы, философии, языка, но и принятие, практическое утверждение в жизни основополагающих ценностей: добра и зла, свободы и справедливости, смысла жизни, любви и др., что требует применения в этнокультурном образовании культурного творчества в парадигме национальной традиции.   

Национальный характер как совокупность устойчивых психологических особенностей проявляется в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, а также в представлениях о высших добродетелях и пороках, проявляется в типичных способах поведения и общения. Биосоциальное проявление национального характера представляет особое устойчивое энергоинформационное образование, направленное на минимизацию энергоемкости способа этнического воспроизводства. Это форма концентрации социальной энергии, заложенной в способах поведения и общения в конкретной историко-культурной среде.

Этнокультурное образование должно быть направлено на формирование такого компонента национального характера, как личностное этническое самоопределение, на выявление эмоционально -  психологической стороны традиций, привычек, обычаев, структуры потребностей и вкусов, проявления психической энергии сознательного и бессознательного через изучение произведений народного искусства, устного народного творчества и пр.

Обращение к традиционному творчеству народа в практике образовательных учреждений формирует систему образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, и, следовательно, определяет поступки и поведение людей. Поэтому в основе развития  национальной концептосферы личности лежит развитие познавательного, аффективного, прагматического компонентов    этнокультурной идентичности.

С позиции национального осмысления педагогических теорий, систем, технологий (Е.В. Бондаревская, П.П. Пивненко, А.М. Новиков  и др.)  формирование Я-этнического включает формирование ментального ядра, к которому со временем приращивается новое, превращаемое в традицию. В ментальное ядро Я - русского включены этнические качества, объединяемые концептами:

·  духовность - особое нравственно- эстетическое состояние человека, отражающее приверженность к таким ценностям, как Истина, Добро, Красота, Гуманизм и Свобода, Справедливость;

·  общинность, или соборность (коллективизм), позволяет «всем   миром» приходить на помощь и взаимовыручку, обеспечивает ориентиры на родную культуру, ее традиции, обряды и праздники и т.д., формирует способность открываться внешним влияниям, впитывать ценности культур других народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство;

·  патриотизм, любовь к Отчизне, к своей малой и большой Родине, готовность служить их процветанию.

Этнокультурное образование, формирующее национальный характер и ментальность подрастающих поколений, придерживается следующей логики: духовность - направленность личности человека; народность - отношение человека к обществу (народу), система общественных отношений и, наконец, открытость культуры – система взаимодействия с культурами соседних народов.

Таким образом, Я - этническое - это квинтэссенция культуры социума, глубинные «корневые» основы индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения и поведения.