Приобщение школьников к русской народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования, страница 3

Трансформация ценностей народной художественной культуры во внутреннее достояние личности может выражаться в следующей логике: освоение достижений культуры народа, присвоение их, т.е. превращение во внутреннее достояние, и на этой основе создание красоты, позволяющей приумножать культурные достижения народа и свои собственные. Данная логическая конструкция послужила основой для определения основных компонентов структуры приобщения школьников к народному художественному творчеству в педагогической практике, включающей персоналистический или акмеологический; феноменологический; технологический; диагностический и управленческий компоненты.

Персоналистско-акмеологический компонент представляет собой ориентацию содержания, методов, приемов вовлечения ребенка в НХК как средства развития и саморазвития личности, ее нравственных и гражданских качеств; творческих способностей, отраженных в психомоторике и энергопотенциале. В переводе с латинского «persona»- личность, образ, важное лицо. Таким важным лицом для педагога является любой ребенок, обратившийся к изучению этнохудожественной культуры. Греческое слово «acme» означает вершину, высшую ступень чего-либо, цветущую силу. Следовательно, в процессе приобщения к народной художественной культуре мы должны создать условия для движения ребенка к «своей вершине» в личностном, персональном,  социальном становлении, развитии творческого потенциала, самосовершенствования. Как подчеркивают исследователи, настоящее вырастает из прошлого. Каким будет взрослый человек, каково будет его  здоровье, какие ценности он выберет в качестве жизненных ориентиров – все это скажется на параметрах той вершины, на уровень которой выходит человек как индивид, личность, как субъект деятельности и творчества. Для этого на каждом этапе своего развития - младенчества, дошкольного, школьного возраста - ребенок должен быть обеспечен знаниями, технологиями, благоприятной средой, создающими возможности успешной самореализации в полиэтническом окружении.

Формирование концептосферы русских школьников осуществляется посредством развития разноуровневой идентичности, ключающей «индивидуальное «Я», «этническое «Я», поликультурное «Я» и  мультикультурное «Я». 

Индивидуальное «Я». Использование педагогического потенциала НХК в образовании рассматривается нами как одно из условий самостроительства личности ребенка. «Я» – понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющее ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой, как в отношении прошлого, так и в отношении настоящего и будущего. «Я» оценивается субъектом в Я – концепции, образуя ядро личности.

В процессе приобщения ребенка к народной художественной культуре происходит изменение ее количественных и качественных свойств мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта и реализация его в поведении и деятельности. В индивидуальном развитии детей школьного возраста средствами этнокультуры различают ряд ступеней: младший школьный, подростковый и юношеский возраст.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения детьми этнокультурных знаний, формирования способа деятельности в сфере народной художественной культуры, что обусловливается центральными новообразованиями младшего школьного возраста: качественно новым уровнем произвольной регуляции поведения и деятельности, рефлексией, анализом, внутренним планом действий, развитием нового познавательного отношения к действительности; ориентацией на группу сверстников. В исследованиях зарубежных и отечественных психологов отмечается, что ценность младшего школьного возраста связана:

·  с интенсивно развивающейся способностью к овладению окружающей средой, инициативностью, стремлением активно действовать, пробовать силы в различных видах деятельности (Э. Эриксон);