Нисходящий характер линии совокупного спроса определяется тремя ценовыми факторами.
Первый фактор – «эффект процентной ставки (эффект Кейнса)». Если объем денежной массы в стране является постоянным, то при повышении уровня цен потребителям и фирмам требуется больше денег для закупки потребительских и инвестиционных товаров. Возрастание спроса на деньги увеличивает процентную ставку. Повышение процентной ставки сокращает потребительские и инвестиционные расходы, что приводит к уменьшению совокупных расходов, следовательно, и совокупного спроса в стране.
Второй фактор – «эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков, или эффект Пигу)». При повышении уровня цен в стране реальная стоимость накопленных финансовых активов населения и предприятий сокращается. Покупательная способность уменьшается, потребители и фирмы становятся беднее и сокращают свои расходы. В результате уменьшения потребительских и инвестиционных расходов сокращается совокупный спрос в стране.
Третий фактор – «эффект импортных закупок», если уровень цен в стране повышается по сравнению с ценами за рубежом, то отечественные товары становятся относительно более дорогими. В результате этого происходит, с одной стороны, сокращение экспорта, а с другой стороны, увеличение импорта.
Эти три ценовых фактора определяют движение вдоль линии совокупного спроса. Однако при постоянном уровне цен в стране совокупный спрос также может изменяться (рис. 52).
|
Рис. 52. Изменение совокупного спроса.
К неценовым факторам относятся четыре группы факторов.
Первая – это изменения в потребительских расходах. При увеличении потребительских расходов кривая совокупного спроса сдвигается вправо.
На изменение потребительских расходов влияют следующие факторы:
- благосостояние потребителей (при увеличении – сдвиг вправо);
- ожидание в увеличении доходов (при положительных ожиданиях – сдвиг вправо);
- инфляционные ожидания (сдвиг вправо);
- задолженность потребителей (при увеличении - сдвиг влево);
- налоги (при увеличении - сдвиг влево);
- численность населения (при увеличении – сдвиг вправо);
- дифференциация населения по доходам и имуществу (при увеличении – сдвиг влево).
Вторая – это изменения в инвестиционных расходах. При увеличении инвестиционных расходов кривая совокупного спроса сдвигается вправо.
На изменение инвестиционных расходов влияют:
- технологии (новые технологии приводят к сдвигу вправо);
- ожидания предпринимателей в увеличении прибылей (при положительных ожиданиях – сдвиг вправо);
- процентная ставка (при постоянном уровне цен), (при увеличении – сдвиг влево);
- ожидания в изменении цен (при ожидании увеличения цен – сдвиг вправо);
- налоги (при увеличении налогов – сдвиг влево);
- загруженность производственных мощностей (при полной загруженности – сдвиг вправо).
Третья – изменение в государственных расходах. При увеличении государственных расходов происходит сдвиг линии совокупного спроса вправо (при условии, если государственные денежные средства идут на закупку отечественных товаров и услуг).
Четвертая – изменение в расходах на чистый экспорт. При увеличении чистого экспорта кривая совокупного спроса сдвигается вправо.
На изменение чистого экспорта влияют следующие факторы:
- национальный доход в зарубежных странах (при увеличении национального дохода – сдвиг вправо);
- валютные курсы (при повышении курса национальной валюты сокращается экспорт, в частности, при низкой конкурентоспособности отечественных товаров – сдвиг влево).
10. Классическая и неокейнсианская формулы совокупного спроса. Основные гипотезы дохода.
Существует несколько гипотез дохода.
1. Гипотеза абсолютного дохода (Кейнс (Англия) 1936 г.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.