Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 60

Все точки на кривой производственных возможностей отражают эффективность в производстве, но структура выпуска продукции является оптимальной не в каждой точке границы производственных возможностей.

Оптимальная структура выпуска продукции будет достигнута только в том случае, если будет достигнута эффективность одновременно в производстве и в распределении (обмене), то есть нельзя будет улучшить благосостояние какого-либо потребителя при неизменном благосостоянии других потребителей за счет изменения выпуска продукции.

Это будет достигнуто, когда предельные нормы замены для всех потребителей уравняются с предельной нормой продуктовой трансформации, то есть будет выполнено следующее условие:

                                     (99)

Графически оптимальная структура выпуска продукции представлена на рис. 144. Эффективная структура выпуска продукции достигается в точке Е. 

Одновременная эффективность в производстве и распределении будет достигнута в том случае, когда углы наклона касательных к кривым безразличия субъекта А и субъекта В уравняются с углом наклона касательной к кривой производственных возможностей.

 
 

Рис. 144. Эффективность структуры выпуска продукции.

Рынки совершенной конкуренции отвечают всем критериям Парето-оптимальности и обеспечивают эффективное распределение ресурсов и продуктов.

На монополизированном рынке происходит отклонение от состояния Парето-эффективности, и структура выпуска продукции становится неоптимальной. При монополии существует неравенство цен и предельных затрат, то есть  P>MC, откуда следует, что

(100)

Соотношение цен отражает предельную норму замены одного товара другим, соотношение предельных затрат выражает предельную норму продуктовой трансформации, поэтому, исходя из (100) формулы, можно записать:

(101)

Таким образом, на монополизированном рынке нарушается третье условие Парето-оптимальности – эффективность структуры выпуска продукции.

24. Внешние эффекты и внешние затраты.

Одной из причин нарушения эффективной структуры выпуска продукции даже на рынке совершенной конкуренции является то, что участники рыночных сделок при определении объемов производства и потребления не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате этого, товаров, производство и потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускается больше и, соответственно, товаров, производство и потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается меньше, чем оптимальное количество.

Внешние затраты это вредные эффекты, сопровождающие процессы производства и потребления некоторых товаров и услуг, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Внешние эффекты - это, соответственно, полезные эффекты.

Внешние затраты

ТЕС (total external cost) – общие внешние затраты - представляют собой совокупный ущерб, наносимый лицам, не участвующим в процессе производства и потребления данного блага.

МЕС (marginal external cost) – предельные внешние затраты (издержки) – это прирост затрат на дополнительную единицу продукции, который производители перекладывают на общество.

MPC (marginal private cost) – предельные индивидуальные затраты – это прирост затрат фирмы при производстве дополнительной единицы продукции.

MSC (marginalsocialcost) – предельные общественные затраты – это дополнительные затраты, которые несут фирмы, а также все лица, не участвующие в производстве и потреблении данного блага, то есть это дополнительные затраты всего общества. Они представляют собой сумму предельных индивидуальных затрат фирмы и предельных внешних затрат:

(102)

Если существует отрицательный внешний эффект, то предельные общественные затраты больше предельных индивидуальных затрат фирмы.