Рис. 63. Различные значения эластичности на линии спроса.
Об эластичности можно судить по наклону линии спроса.
|
Рис. 64 а. Линия неэластичного спроса.
Рис. 64 б. Линия эластичного спроса.
Рис. 64 в. Линия спроса с единичной эластичностью.
Рис. 64 г. Линия спроса с нулевой эластичностью.
Рис. 64 д. Линия спроса с бесконечной эластичностью.
Факторы, определяющие эластичность спроса
На эластичность спроса влияет целый ряд факторов.
1. Количество товаров - заменителей. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.
2. Степень агрегированности (обобщенность понятия), то есть, не кефир, а молочные продукты. Чем больше степень агрегированности, тем менее эластичный спрос, например, спрос на кефир более эластичный, чем спрос на молочные продукты.
3. Специфика рынка. Существуют рынки с неэластичным спросом даже по малой степени агрегированности. Например, рынок медикаментов характеризуется неэластичным спросом, так как степень агрегированности большая, однако спрос на отдельные лекарства также неэластичен, поскольку больному помогает только определенное лекарство.
4. Доля расхода в доходе. Чем выше доля расхода, тем более эластичный спрос. Например, если один потребитель тратит на данный товар 20% своего дохода, а второй 2%, то спрос первого потребителя более эластичный.
5. Величина дохода. Чем выше доход, тем менее эластичный спрос.
6. Степень насыщения. Чем ниже степень насыщения продуктом, тем менее эластичный спрос. Если у потребителя, например, не удовлетворен спрос на телевизор или холодильник, то его спрос на данные товары будет неэластичным.
7. Период времени. Чем более длительный период времени, тем более эластичный спрос, поскольку потребитель имеет большую возможность найти товар - заменитель.
8. Срочность и необходимость покупки. Чем больше срочность и необходимость, тем менее эластичный спрос.
Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько изменится спрос на товар Х при изменении цены на товар У. Этот коэффициент имеет менее широкую сферу применения. Он подходит только для взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Кроме того, более или менее достоверный результат будет достигаться лишь при незначительном изменение цены, в противном случае включается эффект дохода.
(26) |
Коэффициент перекрестной эластичности находится по следующей формуле:
Коэффициент может иметь следующие значения:
если < 0, то товары А и В – взаимодополняемые товары;
если > 0, то товары А и В – взаимозаменяемые товары; если = 0, то товары А и В – нейтральные товары (цемент и духи).
Зависимость между ценой на товар У и спросом на товар Х представлена на рис. 65.
Рис. 65 а) A и B – взаимодополняемые товары;
b) А и B – взаимозаменяемые товары.
с) А и В – нейтральные товары.
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится спрос на товар А при изменении дохода на единицу. Коэффициент находится по формуле:
(27) |
Коэффициент может принимать следующие значения:
если Еi < 0, то товар низкокачественный;
если Еi = 0, то это товар, независимый от дохода;
если Еi > 0, то товар нормальный, при этом;
если Еi < 1, то это товар первой необходимости;
если Еi = 1, то это товар второй необходимости;
если Еi > 1, то это предмет роскоши.
Зависимости между доходом и спросам на товары представлены на рис. 54.
6. Эластичность предложения и общей выручки. Значение коэффициента эластичности выручки в механизме ценообразования фирмы.
Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько изменится объем предложения товара А при изменении цены на товар А. Коэффициент находится по формуле:
(28) |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.