|
Рис. 80. Линия роста фирмы.
Предприятие может в короткий срок увеличить потребление материалов и принять на работу требуемое количество работников, но не может увеличить производственные мощности.
Рис. 81. Линия роста в коротком и длительном периодах.
Она показывает, что при финансовых ресурсах С1 фирма производит объем продукции Q1, используя L1 единиц труда и К1 – единиц капитала, а объем Q2 создается с помощью L2 единиц труда и К2 единиц капитала, при этом фирма вписывается в бюджет С2.
В коротком же периоде затраты фирмы на единицу продукции больше, чем в длительном. В этом периоде линия роста фирмы Е1 Е3 показывает, что тот же самый объем Q2 фирма может произвести, вовлекая уже L3 единиц труда, поскольку К = const. При этом фирме потребуется объем финансовых ресурсов больше, чем С2 . (Рис. 81)
В основе выбора размера фирмы лежит отдача от масштаба, поскольку более крупная фирма может получать эффект от масштаба. Однако чрезмерный размер фирмы может привести к противоположному результату. При малых объемах производства отдача от масштаба оказывается возрастающей: так как величина постоянных затрат остается неизменной, значительное увеличение выпуска продукта может быть достигнуто при относительно небольшом увеличении общих затрат ресурсов. При больших объемах - отдача от масштаба оказывается убывающей вследствие снижения предельного продукта каждого ресурса.
Таким образом, выделяется три вида отдачи от масштаба: убывающая (рис. 82 а); возрастающая (рис. 82 б); постоянная (рис. 82 в).
Рис. 82. Отдача от масштаба.
При убывающей отдаче от масштаба каждая последующая единица продукции производится с большими затратами, потому что производительность всех факторов производства уменьшается.
При возрастающей отдаче от масштаба каждая последующая единица продукции производится с меньшими затратами, потому что производительность всех факторов производства увеличивается.
При постоянной отдаче каждая последующая единица продукции производится с тем же объемом затрат, потому что производительность всех факторов производства постоянна.
Пропорциональное изменение расхода ресурсов изображается движением вдоль луча, который выходит из начала координат (рис. 83 а).
Увеличение расхода в k раз соответствует увеличению в k раз расстояния от начала координат. Кривые, пересекающие луч ОА в различных точках, показывают, как при движении вдоль луча изменяется объем выпуска продукта.
|
Рис. 83. Постоянная (а), возрастающая (б) и убывающая (в) отдача от масштаба.
Таким образом, если предприятие хочет увеличить выпуск продукта в k раз, сохраняя пропорцию между объемами потребления ресурсов, то ему придется увеличить объем потребления каждого ресурса:
- в k раз, если отдача от масштаба постоянна;
- меньше, чем в k раз, если отдача от масштаба возрастает;
- больше, чем в k раз, если отдача от масштаба убывает.
Характер отдачи от масштаба в процессе функционирования фирмы меняется.
|
Рис. 84. Отдача от масштаба на различных участках кривой.
На карте изоквант изменение характера отдачи от масштаба представлено на рис. 85.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.