Таким образом, в основе механизма достижения оптимума, или равновесия, потребителя лежат два подхода: количественный и порядковый.
Оптимум потребителя – это статическая краткосрочная модель, однако равновесие потребителя постоянно изменяется под влиянием изменения его дохода или цен на рынке, поэтому следующая глава будет посвящена анализу изменения равновесия потребителя.
4. Реакция потребителя на изменение дохода и цены. Эффект замены и эффект дохода.
При увеличении дохода бюджетная линия сдвигается параллельно вправо и вверх, каждому уровню дохода соответствует свой оптимум (рис. 53).
|
Рис. 53. Реакция потребителя на изменение дохода.
Линия Е1Е2Е3 отражает то, что товары Х и У являются нормальными товарами, то есть спрос на эти товары с увеличением дохода возрастает. Линия Е1Е¢2Е¢3 соответствует ситуации, когда товар У- нормальный, а Х – низкокачественный. Линия Е1 Е¢¢2Е¢¢3 соответствует ситуации, когда товар Х- нормальный, а У – низкокачественный.
На основе линии «доход-потребление» можно построить кривые Энгеля (рис. 54). Кривая Энгеля - это линия, которая показывает зависимость между доходом и объемом покупок какого-либо товара.
Рис. 54. Кривые Энгеля.
Закон Энгеля гласит, что с увеличением дохода расходы на приобретение различных товаров изменяются не одинаково. Структура потребления изменяется. С увеличением дохода доля расходов на продукты питания сокращается, а на одежду и товары длительного пользования возрастает. При низком доходе потребитель приобретает только товары первой необходимости, с увеличение дохода он начинает покупать более качественные и престижные товары, а затем и предметы роскоши.
Рис. 55. Кривые «доход-расходы» на питание а) и одежду б).
На горизонтальной оси будем откладывать величину дохода, а на вертикальной - денежную сумму расходов на данное благо (рис. 55).
Кривые доход-расходы для отдельного блага также называют кривыми Энгеля.
Немецкий статистик Х1Х в. Эрнст Энгель, работая над статистическими данными разных лет и разных стран, заметил постепенное уменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. По характеру кривых Энгеля можно судить об отношении потребителя к благам: c ростом дохода кривая расходов на питание уменьшает наклон, так как спрос насыщается, а кривая расходов на одежду становится все круче - почти все приращение дохода уходит на одежду.
Важнейшим свойством кривых Энгеля является то, что кривые расходов на все потребляемые товары могут быть представлены на одном графике. Предполагается, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение товаров, поэтому биссектриса центрального угла представляет собой линию суммарных расходов потребителя на все приобретаемые товары и линия ОК показывает, что расходы равны доходам.
Пусть потребитель покупает два продукта - пищу и одежду. F1 F2 - кривая расходов на питание.
Рис. 56. Расходы на питание и одежду.
Таким образом, на рис. 56 можно одновременно видеть, как изменяются при увеличении дохода расходы на питание и на одежду. Однако потребитель весь свой доход тратит на приобретение множества товаров. В этом случае расходы на все товары также могут быть представлены на одном графике (рис. 57 а). Кроме того, потребитель при некотором уровне дохода может делать сбережения. В этом случае доходы потребителя будут превышать расходы на величину сбережений. При низком же уровне дохода потребитель вынужден брать деньги в долг для приобретения товаров жизненной необходимости. Эта ситуация представлена на рис. 57 б.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.