Третьей задачей является защита конкуренции и ограничение власти монополий. Для защиты конкуренции государство должно принять различные законы о конкуренции, в которых определяются права и обязанности конкурентов, например, запрет продажи товаров по демпинговым ценам, не возмещающим затрат и не обеспечивающим получения средней прибыли. Для ограничения власти монополий, которая порождает нерациональное распределение экономических ресурсов и оказывает негативное влияние на общий объем производства и уровень цен, используется целый пакет инструментов. В отношении естественной монополии важнейшим инструментом является применение ценовой политики. В отношении искусственной монополии применяются антимонопольные законы. Более подробно методы регулирования монополии будут рассмотрены в 4-м параграфе 8-й главы.
Четвертая задача государства – это борьба с неравенством, перераспределение доходов и повышение благосостояния граждан страны. Проблеме социальной справедливости посвящен 4-й параграф 11 главы. Для достижения этих целей государство должно:
- осуществлять эффективную политику доходов, гарантирующую доходы для всех членов общества не ниже прожиточного минимума;
- использовать такие инструменты, как трансфертные платежи и налоги;
- разрабатывать программы социального и пенсионного обеспечения;
- использовать политику модификации цен, не обеспечивающих эффективного объема производства.
Пятая задача государства – это перераспределение ресурсов, ликвидируя издержки или выгоды перелива.
Второй вопрос билета
1.Функция спроса. Функция предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие в трёх периодах.
Спрос является важнейшей рыночной категорией. Спрос обозначается буквой D (demand). Спрос – требование экономического агента на товары и услуги. Это понятие аналогично понятию «потребность» из общего раздела экономической теории. В микроэкономике исследуется платежеспособный спрос.
Платежеспособный спрос – это требование экономического агента на товары и услуги, подкрепленное деньгами, то есть он согласует желания потребителей с их возможностями приобретения каких-либо благ.
Цена спроса – это максимальная цена, по которой покупатель согласен приобрести определенное количество товаров или услуг при заданных условиях.
Максимальное количество товаров и услуг, которые экономический агент может приобрести в единицу времени при определенных условиях называется объемом спроса или его величиной.
На спрос влияет множество факторов, к которым относятся цена данного товара, цены других товаров, доходы потребителей и др. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.
В общем виде функция спроса имеет следующий вид:
QdA = f (PA, P b ... PZ, I, Т, W, Х, Еd), где: |
(5) |
QdA – объем спроса на товар A;
PA (price) – цена товара A;
Pb...PZ (prices) – цены на комплементарные (взаимодополняемые) товары и товары-субституты (взаимозаменяемые);
I (income) - доход потребителей;
Т (tastes) – вкусы и предпочтения покупателей;
W (wealth) – накопленное богатство;
Х – число покупателей;
Еd (expectations) – ожидание потребителей увеличения цен на данный товар.
Зависимость спроса от цены на данный товар при постоянстве всех других факторов представляет собой функцию спроса от цены и имеет следующий вид:
QdA = f (PA) |
(6) |
Данная функция может быть задана тремя способами:
1. Табличным:
Таблица 1
Зависимость объема спроса от цены
PA (цена, в р.) |
20 |
40 |
60 |
QdA (объем спроса, в шт.) |
120 |
100 |
80 |
2. Аналитическим:
Q dA = a – b PA, где a и b - коэффициенты (7)
3. Графическим: (рис. 6 а и рис. 6 б).
Рис. 6 а. Линия спроса. Рис. 6 б. Кривая спроса.
Отрицательный наклон линии спроса (рис. 6 а) объясняется законом спроса. Суть закона заключается в том, что с увеличением цены величина спроса на товар уменьшается, то есть между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость. На это указывает знак «минус» перед коэффициентом b в уравнении (7). Однако, как и в любом законе, существуют исключения из закона спроса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.