Из уравнения (11) можно выразить Рe - равновесную цену. Затем полученное значение Рe необходимо подставить в любую из функций (7 или 10) и найти Qe – равновесный объем.
2. Графическим: (рис. 14).
|
Рис. 14. Равновесие на рынке.
Кроме равновесной цены и объема существуют рыночная цена и объем.
Рыночная цена – это цена, по которой реально покупается и продается товар. Она часто не совпадает с равновесной ценой.
Рыночный объем продаж товара также может не совпадать с равновесным объемом. Рыночный объем продаж определяется минимальным значением из двух параметров (объем спроса и объем предложения). Например, если предлагается 5 единиц товара, а желают приобрести только три единицы, то рыночный объем продаж будет равен трем и наоборот, если желают купить восемь единиц товара, а предлагают к продаже только пять единиц, то объем продаж составит только пять единиц товара.
С понятием рыночного равновесия связано такое понятие, как избыток (рента) покупателя и избыток (рента) продавца.
|
Рис. 15. Избыток (рента) покупателя и избыток (рента) продавца.
Рента покупателя равна разнице между ценой спроса и рыночной ценой. Например, покупатель был готов приобрести товар А за 5 рублей, но на рынке товар ему был предложен за 3 рубля. В результате, при приобретении единицы товара А, выгода (рента) покупателя составила 2 рубля.
Рента продавца равна разнице между рыночной ценой и ценой предложения. Продав, например, товар В за 3 рубля, при согласии получить за него 2 рубля, производитель получает выгоду (ренту) в размере 1 рубля.
Точек равновесия может быть одна, две, несколько и ни одной.
|
Рис. 16. Равновесие на рынке труда.
Может существовать равновесный участок линий спроса и предложения (рис. 17 а и 17 б).
Совпадение кривых спроса и предложения на отрезке Е1 E 2 (рис. 17 а) означает, что колебание цены между значениями P1 и P2 не влияет на равновесный объем продаж, например, престижных товаров эксклюзивного производства.
Совпадение кривых спроса и предложения на отрезке (Е1 E 2) (рис. 17 б) означает, что колебание объема продаж, например товаров массового производства, между значениями Q1 и Q2 не влияет на равновесный уровень цены Pe.
|
Возможен вариант и отсутствия точек равновесия между спросом и предложением (рис. 18).
|
На рис. 18 а. проиллюстрирован случай, когда объем предложения значительно больше объема спроса даже по самой низкой цене. Превышение объема предложения над объемом спроса существует, например, в случае неэкономических благ. Солнечный свет или воздух не продаются, поскольку их предложение значительно больше спроса на них.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.