Для максимизации прибыли монополист выбирает объем производства Qм и цену Рм по условию (60).
Площадь PMMQм 0 - общая выручка монополиста.
Площадь PCKEQCK0 - выручка совершенного конкурента.
Площадь 0PZZQM - затраты монополиста.
Площадь PZPMMZ - прибыль монополиста.
Площадь PMMСPCK – сверхприбыль монополиста.
Площадь PCKEZ`PZ - прибыль совершенного конкурента.
Площадь BPMM – выгода потребителя.
Площадь MEA - «мертвый груз» монополиста, или потери общества. Харбергеровские треугольники:
площадь MCE - потери потребителя;
площадь CEA - потери производителя.
13. Ценовая дискриминация. Законы Шермана и Клейтона.
Потеряв, по сравнению с совершенным конкурентом, выручку, равную площади QMCEQCK, и не захватив всю выгоду потребителя, монополист начинает искать пути для увеличения своей прибыли. Для этого он использует ценовую дискриминацию (price discrimination). Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.
Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Возможность установления различных цен на разных рынках связана с эластичностью спроса. Предельный доход связан с эластичностью E спроса по цене соотношением:
(61) |
Поэтому равенство MR1 = МR2 можно представить в виде:
|
(62) |
Если эластичность спроса будет одинакова (E1= E2), то цены будут равными (P1= P2), то есть ценовая дискриминация невозможна. При условии же, что эластичность спроса на разных рынках будет неодинакова, разными будут и цены.
Существует три степени ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени применяется в основном для эксклюзивных товаров и товаров по индивидуальному заказу. В этом случае монополист продает каждую единицу товара по своей цене. Линия предельной выручки MR стремится к линии средней выручки AR.
Рис. 97 а). Ценовая дискриминация первой степени
Ценовая дискриминация второй степени связана с системой скидок, дисконта, продажей первого или последнего товара по более низким ценам. Используется система сезонных скидок.
Рис. 97 б). Ценовая дискриминация второй степени.
Ценовая дискриминация третьей степени связана с делением самих покупателей на разные группы, то есть сегментацией рынка.
Рис. 97 в). Ценовая дискриминация третьей степени.
14. Установление предельных цен, потоварного и паушального налогов.
Для ограничения выручки и прибыли монополиста используют систему налогов и фиксированных цен.
Система налогов
Существует два типа налога: потоварный и паушальный.
Потоварный налог - это налог, который зависит от объема производства. На рис. 98 показано влияние введения потоварного налога на монополиста.
Рис. 98. Введение потоварного налога.
При введении потоварного налога происходит увеличение средних и предельных затрат, на величину потоварного налога. В результате кривая AC сдвигается в AC1, а MC - в MC1.
Прибыль монополиста до введения налога составляла площадь PMMZPZ. После введения налога она сократилась до площади PM1M1Z1PZ1.Однако при этом произошло увеличение цен и падение объема производства.
Паушальный налог – это налог, который не зависит от объема производства (лицензии, патенты, вмененный налог). На рис. 99 показано влияние введения паушального налога на монополиста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.