Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 15

- рыночная конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка (20);

- конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках);

- конкуренция - это  экономическая  состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли.

Несмотря на то, что единое понятие «конкуренция» в мире отсутствует, все экономисты сходятся во мнении, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения, а так же - главным стимулом для адаптации к переменам, то есть к внедрению изменений, совершенствованию структуры предприятия.

Конкуренция  - это форма взаимодействия рыночных субъектов, механизм регулирования рыночных пропорций, совокупность методов, экономический процесс.

В качестве формы взаимодействия рыночных субъектов конкуренция представляет собой многогранный процесс, который  сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, расширение рынков сбыта, за источники получения сырья и материалов.

Выступая как механизм регулирования пропорций, конкуренция позволяет определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента на капитал и ряд других.

Исходным пунктом при изучении конкуренции, является исследование содержания ее механизма.

Механизм конкуренции на современном рынке глубоко раскрыт профессором Гарвардской школы бизнеса, Майклом Портером.

Введенная Портером расширенная концепция соперничества исходит из того, что способность организации реализовать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но также от роли, которую играют различные  конкурентные силы.

Оценка условий конкуренции представляет собой определение факторов, влияющих на конкуренцию и их исследование. Организация, ориентированная на рынок, согласно расширительной концепции соперничества М. Портера, должна учитывать  все факторы конкуренции, действующие на рынке (13).

К этим факторам относятся:

- число фирм и их размеров;

- специфика продукции;

- характер спроса и перспектив развития отрасли;

- затраты, связанных с переключением потребителей с одного поставщика на другого;

- наличия барьеров выхода из отрасли и т.д.

Необходимо определить правила конкуренции в отрасли, оценить внутриотраслевую конкуренцию в текущий момент времени и в перспективе.

Конкуренция побуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества, активно внедрять инновации, совершенствовать технологии, рационально использовать ограниченные ресурсы, повышать эффективность инвестиций. Цель всякой организации - победить в конкурентной борьбе.

В современный период на первый план выходят методы неценовой конкуренции, к которым относятся:

- выпуск товаров более высокого качества или  товаров с качественно новыми свойствами;

- создание принципиально новой продукции;

- формирование новых потребностей и разработка товаров для их удовлетворения;

- совершенствование услуг и послепродажного обслуживания.

Особое место среди методов конкурентной борьбы занимают методы и средства недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

- самовольное использование чужого товарного знака;

- приобретение коммерческой тайны конкурента;

- распространение о конкуренте информации, способной нанести вред  его репутации;

- некорректное сравнение собственных товаров с товарами конкурента в рекламе,  введение в заблуждение потребителей в отношении качества товаров и их свойств.