- товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, обслуживающие рынок товаров и услуг;
- банки, страховые, инвестиционные компании, фондовые и валютные биржи, обслуживающие финансовый рынок;
- биржи и агентства по труду, комитеты по занятости, обслуживающие рынок труда;
- информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие все рынки.
19. Рыночная экономика и конкуренция. Функции конкуренции.
Рыночная экономика – это способ сотрудничества людей друг с другом в сфере экономики, предполагающий для каждого свободу выбора партнера по сделке. Это способ сотрудничества, в котором потребители и поставщики ресурсов самостоятельно определяют структуру их распределения.
В основе рыночной экономики лежит конкуренция, которая выполняет следующие функции:
- регулирующая - воздействует на предложение товаров и услуг так, чтобы оно соответствовало запросам потребителей;
- аллокационная (функция размещения) - обеспечивает концентрацию ресурсов там, где они будут иметь максимальную отдачу;
- инновационная – вынуждает все фирмы ориентироваться на увеличение производительности труда с целью повышения эффективности и достижения оптимума фирмы;
- контролирующая - способствует тому, чтобы ни один поставщик и покупатель не могли занять господствующее положение на рынке.
Ключевая роль конкуренции в рыночной экономике была показана в ХVIII Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине народов». Новизна теории конкуренции А.Смита заключается в следующем:
- впервые сформулировано понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего их (при избытке предложения);
- определен главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «рука» вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
- разработан гибкий механизм конкуренции, который мгновенно реагирует на любые изменения обстановки во внешней среде;
- определены основные условия эффективной конкуренции: большое количество продавцов, исчерпывающую информацию, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара.
Таким образом, главное «чудо рыночной экономики» заключается в том, что она позволяет людям действовать, руководствуясь личной выгодой, но при этом вынуждает всех делать то, что выгодно для общества, то есть поведение человека, как писал А. Смит, определяется правилом «невидимой руки», под которой он понимал механизм рынка.
Несмотря на то что работа А. Смита увидела свет в XVIII веке, в настоящее время не существует сложившегося единого определения понятия «конкуренции».
Существуют следующие определения конкуренции:
- конкуренция – это процесс, посредством которого люди получают и передают знания (Ф. Хайек), (слишком узкое определение);
- конкуренция – это стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам (П.Хайне), (слишком общее определение, так как в нем не фигурируют продавец, покупатель и сам товар);
- конкуренция - это наличие на рынке большого количества покупателей и продавцов, возможность свободного входа на рынок и выхода из него (К.Р.Макконелл и С.Л. Брю), (более широкое определение, хотя и не учитывает условий выхода и входа на рынок);
- конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, в результате которого появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. (М.Потер), (ограниченное определение, так как не поясняет, что представляет собой сам процесс конкуренции, а дает характеристику только его результата);
- конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же конкретной цели (1), (в определении отсутствует понятие товара);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.