Рис. 57 а. Распределение потребительских Рис. 57 б. Сбережения расходов между различными товарами и жизнь в долг.
4.2. Реакция потребителя на изменение цены
При уменьшении цены на товар Х бюджетная линия меняет свой наклон (рис. 58 – верхний график).
|
Рис. 58. Реакция потребителя на изменение цены и линия индивидуального спроса на товар Х.
Эффект замены и эффект дохода
При уменьшении цены на товар Х потребитель получает общий эффект, который проявляется в том, что он выходит на более высокий уровень потребления, которому соответствует кривая безразличия, лежащая выше и правее. Общий эффект состоит из двух эффектов: эффекта замены и эффекта дохода.
Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода впервые в экономической науке была представлена в статье российского экономиста и математика Е. Е. Слуцкого «К теории сбалансированного бюджета потребителя». Она была опубликована в итальянском «Giornale degli Economist!» в июле 1915 г. Наиболее же полное и современное изложение проблемы разложения общего эффекта при изменении цены дано в классической монографии Хикса «Стоимость и капитал» (1939 г.).
Эффект замены заключается в том, что потребитель заменяет приобретение товара У покупкой подешевевшего товара Х. Если есть набор двух товаров, на приобретении которых потребитель расходует свой доход, например, мясо и рыба, то при снижении цены на рыбу потребитель заменяет приобретение относительно более дорогого мяса покупкой рыбы, которая стала дешевле. При эффекте замены происходит движение по прежней кривой безразличия (U1), то есть полезность не увеличивается и реальный доход остается неизменным.
Эффект дохода проявляется в увеличении реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе), которое произошло вследствие уменьшения цены на товар Х. Данный эффект заключается в том, что после покупки достаточного количества товара Х потребитель может направить сэкономленные деньги на приобретение более дорогого и престижного товара У. Например, потребитель приобретал 2 кг рыбы по цене 200 р., расходуя на рыбу 400 р., если цена на рыбу уменьшится до 120 р., то потребитель на 300 р. может купить 2,5 кг, а остальные 100 р. использовать на покупку дополнительного количества мяса. При эффекте дохода происходит переход на кривую безразличия, лежащую выше и правее.
Графическая иллюстрация эффекта замены и дохода
Рассмотрим разложение общего эффекта на эффект замены и эффект дохода по Дж. Хиксу. Пусть доход потребителя составляет I денежных единиц, и он покупает товары X и Y по цене РX и РY.
Сначала остановимся на варианте, когда товар Х и товар У являются качественными товарами. Соответствующая этим условиям бюджетная линия AB имеет точку касания Е0 с кривой безразличия U1, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума (рис. 59).
Рис. 59. Эффект замены и эффект дохода для нормального блага.
Однако, как уже отмечалось, общий эффект делится на эффект замены и эффект дохода. Чтобы определить величину эффекта замены, проведем вспомогательную бюджетную линию A'B', параллельную новой бюджетной линии AB1 и касательную к кривой безразличия U1. Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен товаров X и Y, и в то же время точка касания этой линии с кривой безразличия U0 - точка воображаемого оптимума E' - характеризуется тем же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0. Таким образом, при движении от точки Е0 к точке E' уровень реального дохода потребителя остается тем же и изменение объема спроса потребителя на товар X вызывается исключительно изменением соотношения цен товаров X и Y, поэтому (x' - x0) - представляет собой эффект замены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.