При предоставлении субсидий цены снижаются, объем производства увеличивается, однако нельзя давать субсидии постоянно, так как это может сокращать стимулы для повышения эффективности производства (пример с некоторыми совхозами в период советской власти).
Государство может предоставлять дотации потребителям.
При предоставлении дотаций потребителям (рис.43) увеличивается спрос и линия d переходит в d1. При этом равновесие переходит в точку E1, так как производитель увеличивает объем производства и цену. Дотация при этом также распределяется между потребителем и производителем за счет того, что производитель повышает цену. Величина дотации, которую получит производитель, составит площадь фигуры PePпродE1E''.
Рис. 43. Предоставление дотаций потребителям.
Таким образом, государство может и должно регулировать рынок с помощью различных инструментов. Надо правильно выбирать тот или иной инструмент и при этом нельзя игнорировать возможные негативные последствия этого вмешательства.
3. Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности. Оптимум потребителя.
Кардиналистский подход:
Кардиналистский (от англ. cardinal - количественный) – это количественный подход к оценке полезности. При данном подходе полезность измеряется в гипотетических единицах U - «ютилах», от слова полезность (utility).
Рациональный потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимальное удовлетворение от их использования, то есть он стремится максимизировать свою функцию полезности.
U = f(x) ® max, где: |
(14) |
TU- (total utility) - это общая полезность всех потребленных единиц блага;
MU- (marginal utility) – предельная полезность, это полезность каждой последующей единицы потребляемого блага. Показывает прирост общей полезности от дополнительной единицы потребляемого блага.
, где |
(15) |
- это дополнительная единица потребляемого блага.
По первому закону Г. Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности) предельная полезность в непрерывном акте потребления уменьшается, то есть каждая последующая единица блага приносит все меньше и меньше удовлетворения (рис. 44).
Рис. 44. Убывание полезности последующей единицы потребляемого блага.
Например, каждый последующий стакан воды приносит все меньше и меньше удовлетворения. В т. А наступает полное насыщение, после чего еще один дополнительный стакан воды будет нести потребителю больше вреда, чем пользы. На рис. 45 и 46 представлены графики общей и предельной полезности.
Рис. 45 График общей полезности. Рис. 46. График предель- ной полезности.
Цена спроса - это предельная полезность, выраженная в деньгах. Так, например, если предельная полезность третьего яблока для потребителя равна 10, а рубль для потребителя имеет полезность равную двум, то цена спроса на третье яблоко у потребителя будет равна 5. То есть потребитель не согласен покупать третье яблоко дороже пяти рублей.
Если полезность выражается в денежных единицах, и при этом полезность денежной единицы остается постоянной, то линия предельной полезности является также и линией спроса (рис. 47). Линия MU на рис. 46 идентична линии D на рис. 47, потому что один рубль в данном случае имеет одну единицу полезности.
|
Рис. 47. Линия спроса потребителя.
Таким образом, теория субъективной полезности выводит закон убывания объема спроса с увеличением цены из закона уменьшения предельной полезности.
В соответствии со вторым законом Г. Г. Госсена (закон оптимального потребления) оптимум или равновесие потребителя достигается в том случае, если он распределяет свои денежные средства так, что удовлетворение от всех потребленных благ будет на одинаковом уровне интенсивности и у потребителя не будет стимула к изменению потребительского набора. Оптимум достигается, если выполняется закон равенства взвешенных предельных полезностей:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.