Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 28

При предоставлении субсидий цены снижаются, объем производства увеличивается, однако нельзя давать субсидии постоянно, так как это может сокращать стимулы для повышения эффективности производства (пример с некоторыми совхозами в период советской власти).

Государство может предоставлять дотации потребителям.

При предоставлении дотаций потребителям (рис.43) увеличивается спрос и линия d переходит в d1. При этом равновесие переходит в точку E1, так как производитель увеличивает объем производства и цену. Дотация при этом также распределяется между потребителем и производителем за счет того, что производитель повышает цену. Величина дотации, которую получит производитель, составит площадь фигуры PePпродE1E''.

Подпись:   Величина дотации, оставшейся в распоряжении покупателя, составит площадь фигуры PпокPeЕ''E'. Весь объем дотации будет равен площади Pпок E'E1Pпрод. При предоставлении дотаций потребителям объем производства увеличивается с Qe  до Q1, потери общества отсутствуют, однако при этом возрастает цена.



 

Рис. 43. Предоставление дотаций потребителям.

Таким образом, государство может и должно регулировать рынок с помощью различных инструментов. Надо правильно выбирать тот или иной инструмент и при этом нельзя игнорировать возможные негативные последствия этого вмешательства.

3. Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности. Оптимум потребителя.

Кардиналистский подход:

Кардиналистский (от англ. cardinal - количественный) – это количественный подход к оценке полезности. При данном подходе полезность измеряется в гипотетических единицах U - «ютилах», от слова полезность (utility).

Рациональный потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимальное удовлетворение от их использования, то есть он стремится максимизировать свою функцию полезности.

U = f(x) ® max,   где:

(14)

TU- (total utility) - это общая полезность  всех потребленных единиц блага;

MU- (marginal utility) – предельная полезность, это полезность каждой последующей единицы потребляемого блага. Показывает прирост общей полезности от дополнительной единицы потребляемого блага.

,  где

(15)

- это дополнительная единица потребляемого блага.

По первому закону Г. Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности) предельная полезность в непрерывном акте потребления уменьшается, то есть каждая последующая единица блага приносит все меньше и меньше удовлетворения  (рис. 44).

 

Рис. 44. Убывание полезности последующей единицы потребляемого блага.

Например, каждый последующий стакан воды приносит все меньше и меньше удовлетворения. В т. А наступает полное насыщение, после чего еще один дополнительный стакан воды будет нести потребителю больше вреда, чем пользы. На рис. 45 и 46 представлены графики общей и предельной полезности.

Рис. 45  График общей полезности.      Рис. 46. График предель-  ной полезности.

Цена спроса -  это предельная полезность, выраженная в деньгах. Так, например, если предельная полезность третьего яблока для потребителя равна 10, а рубль для потребителя имеет полезность равную двум, то цена спроса на третье яблоко у потребителя будет равна 5. То есть потребитель не согласен покупать третье яблоко дороже пяти рублей.

Если полезность выражается в денежных единицах, и при этом полезность денежной единицы остается постоянной, то линия предельной полезности является также и линией спроса (рис. 47). Линия MU на рис. 46 идентична линии D на рис. 47, потому что один рубль в данном случае имеет одну единицу полезности.

Уменьшение предельной полезности дополнительной единицы блага лежит в основе построения линии спроса. С уменьшением предельной полезности уменьшается цена спроса, и линии спроса приобретает нисходящий характер.

 
  

Рис. 47. Линия спроса потребителя.

Таким образом, теория субъективной полезности выводит закон убывания объема спроса с увеличением цены из закона уменьшения  предельной полезности.

В соответствии со вторым законом Г. Г. Госсена (закон оптимального потребления) оптимум или равновесие потребителя достигается в том случае, если он распределяет свои денежные средства так, что удовлетворение от всех потребленных благ будет на одинаковом уровне интенсивности и у потребителя не будет стимула к изменению потребительского набора. Оптимум достигается, если выполняется закон равенства взвешенных предельных полезностей: