Основными методами неценовой конкуренции являются: реклама; повышение качества продукции и послепродажного обслуживания; производство товаров с качественно новыми свойствами, создание новой продукции и совершенствование сопутствующих услуг; формирование новых потребностей и создание товаров и услуг для их удовлетворения.
Механизм максимизации прибыли при монополистической конкуренции также основывается на условии (60). Однако, как и при совершенной конкуренции, в коротком периоде фирмы могут получать избыточную прибыль. Прибыль фирмы, представляющая собой площадь ЗРзРмкМК, показана на рис. 109 а.
Рис. 109. Поведение фирмы при монополистической конкуренции в коротком и длительном периодах.
Ограничения на вход в отрасль отсутствуют, поэтому в погоне за прибылью в нее придут новые фирмы. В результате часть покупателей перейдет к новым производителям, и линия спроса на продукцию каждой фирмы снизится. Те фирмы, у которых средние затраты окажутся выше цены реализации по условию (56), будут нести убытки и обанкротятся. На рис. 109 б показана величина убытков, равная площади З' Рз Рмк МК'.
В результате межотраслевой конкуренции в длительном периоде все фирмы при монополистической конкуренции будут получать нулевую экономическую прибыль, как и при совершенной конкуренции (рис. 109 в). Однако точка долговременного равновесия не будет совпадать с точкой минимума средних затрат, из чего вытекает три важных следствия.
Во-первых, цена реализации при монополистической конкуренции (Рмк) будет выше, чем цена при совершенной конкуренции, что связано, например, с рекламой (рис. 109 в).
Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства.
В-третьих, отрасль недоиспользует ресурсы для производства товара. При этом, чем выше степень дифференциации продукта, тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. Эта закономерность называется теоремой об избыточной мощности при монополистической конкуренции.
17. Предельная доходность и стоимость факторов производства. Стоимость предельного продукта и равновесие фирмы. Функция порожденного спроса на факторы производства при совершенной конкуренции и чистой монополии.
Наряду с товарными рынками, существуют рынки ресурсов. Ресурсы являются собственностью домохозяйств. Спрос на ресурсы создается со стороны фирмы. Предложение ресурсов создается со стороны домохозяйств. Многие факторы производства при купле-продаже обычно не меняют форму собственности и остаются собственностью домохозяйств. Некоторые ресурсы арендуются на время, поэтому цена за единицу ресурса измеряется количеством денег за единицу времени.
Каждое домохозяйство имеет полную свободу в выборе способа использования своего ресурса. Главным мотивом спроса домохозяйств на конечные товары и услуги является получение удовлетворения от их приобретения. Главным мотивом спроса фирмы является получение максимальной прибыли от продажи товаров, произведенных с помощью этих ресурсов. Поэтому спрос на факторы производства является порожденным и зависит от спроса на произведенные из них товары и услуги.
При спросе на производственные ресурсы важнейшими показателями являются предельная доходность и предельные издержки ресурса.
=( marginal inputcost) – предельные издержки ресурса. Они показывают издержки (затраты в денежной форме) на покупку дополнительной единицы i-ресурса.
= (marginal revenue product of an input) - предельная доходность ресурса. Она показывает прирост дохода от реализации дополнительной единицы продукта, выпущенной при использовании дополнительной единицы i-ресурса.
Предельную доходность ресурса можно выразить следующим образом:
(66) |
Еще одним важным показателем является стоимость предельного продукта ресурса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.