Антимонопольные министерства и комитеты в развитых странах принимают аналогичные законы для регулирования деятельности крупных компаний.
Выручка фирмы при совершенной конкуренции и чистой монополии
Существует несколько видов выручки фирмы.
TR (total revenue) – общая выручка. Находится по формуле:
, где |
(52) |
Р – цена единицы товара;
Q – количество проданного товара.
AR (average revenue) – средняя выручка, отражающая выручку с единицы проданного товара. Средняя выручка находится по формуле:
(53) |
MR (marginal revenue) – предельная выручка. Показывает прирост выручки с дополнительно проданной единицы товара и рассчитывается по формуле:
(54) |
Предельная выручка – это первая производная функции общей выручки.
(55) |
Графическая иллюстрация выручек фирмы
Рис. 91. Выручка фирмы при совершенной конкуренции и чистой монополии.
При совершенной конкуренции (рис. 91 а) P = const, поэтому график TR, в соответствии с увеличением объема продаж, имеет восходящий характер.
График AR совпадает с линией спроса D на продукт фирмы и проходит параллельно оси абсцисс, так как AR = P.
ПосколькуP = const, то в формуле (54) Δ P=0 и, следовательно, . Отсюда MR = P, поэтому график MR совпадает с графиком AR.
При чистой монополии (рис. 91 б) общая выручка зависит как от объема, так и от цены, потому что монополист самостоятельно назначает цену. Поэтому график TR имеет форму параболы. На эластичном участке линии спроса выручка возрастает при увеличении объема, на неэластичном – при увеличении цены.
График AR совпадает с линией спроса D и имеет отрицательный наклон.
При монополии цена меняется, поэтому в формуле (54) Δ P принимает какое-либо значение и, следовательно, определено, отсюда MR < P. Поэтому график MR будет лежать ниже AR = P. Общая выручка фирмы TR будет максимальной (min не интересует), когда MR = 0. При максимальной выручке TR коэффициент эластичности спроса равен единице, поэтому проекция графика MR на ось абсцисс равна половине проекции графика AR (доказательство по подобию треугольников).
10. Условия максимизации прибыли фирмы при совершенной конкуренции: сопоставление TR и ТС. MR и MC.
Главным образом, фирму интересует не максимальная выручка, а максимальная прибыль, поэтому рассмотрим условия максимизации прибыли фирмы.
Прибыль представляет собой разницу между общей выручкой и общими затратами фирмы и находится по формуле:
, где |
(56) |
Pr - прибыль фирмы.
Так как фирму интересует не просто прибыль, а максимальная прибыль, надо продифференцировать формулу (56) по объему и приравнять к нулю, то есть:
(57) |
Выразив левую часть равенства через предельные затраты и предельную выручку, мы получим следующее условие максимизации прибыли фирмы:
или |
(58) |
Равенство (темпы изменения выручек равны темпам изменения затрат) определяет только объем производства, который обеспечит фирме максимальную прибыль. Это условие подходит как для совершенной конкуренции, так и для чистой монополии. Однако выручка зависит не только от объема производства, но и от цены, по которой фирма будет реализовывать продукцию. Поскольку условия ценообразования при совершенной конкуренции и чистой монополии различаются, то условия максимизации прибыли для этих двух рыночных структур будут различны.
Условия максимизации прибыли фирмы при совершенной конкуренции
При совершенной конкуренции условие максимизации прибыли примет вид:
, так как |
(59) |
При совершенной конкуренции цену задает рынок, поэтому фирме достаточно выбрать только объем производства, при котором выполняется равенство (59).
Графическая иллюстрация максимизации прибыли конкурентной фирмы
Метод сопоставленияTR и TC представлен на рис. 92 а). Отрезок [0;QA] показывает убыточный участок производства, когда TR < TC. На отрезке [QВ;QA] убытки возникают не по переменным, а по постоянным затратам, поэтому для ликвидации убытков необходимо не закрывать производство, а увеличивать объем выпуска продукции, минимизируя затраты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.