На рис. 18 б. представлен вариант, когда цена предложения превышает цену спроса даже при минимальном объеме. Например, если продавец предлагает рубашку по цене 100 дол., а покупатель согласен приобрести ее только за 30 дол., то акт купли-продажи не состоится.
В мгновенном периоде увеличение спроса приводит только к возрастанию цены, поскольку объем производства увеличить нельзя. (Рис. 23 а)
В коротком периоде возрастание спроса приводит, как к некоторому увеличению объема, так и к соответственному возрастанию цены. (Рис. 23 б)
В длительном периоде при увеличении спроса объем производства увеличивается, но цены не возрастают. (Рис. 23 в)
Рис. 23. Сдвиг линии спроса и различные периоды предложения.
Производитель в процессе своей деятельности последовательно переходит из одного периода предложения в другое, что обусловлено увеличением его финансовых ресурсов, поэтому для лучшего понимания ценовой и производственной политики фирмы рассмотрим сдвиг равновесия в различных периодах в одной системе координат. Сдвиг равновесия в различных периодах представлен на рис. 24.
Рис. 24. Сдвиг равновесия в мгновенном коротком и длительном периодах.
При увеличении доходов потребителей линия спроса d сдвигается в d1.
В различных периодах производитель (предложение) по-разному реагирует на изменение спроса.
В мгновенном периоде, поскольку все факторы неизменны, увеличить объем производства Q невозможно, поэтому единственной реакцией производителя на увеличение спроса является повышение цены P. При этом равновесие из точки E переходит в точку E1.
После продажи имеющегося у производителя товара по более высоким ценам он получит дополнительные денежные средства, на которые в случае устойчивого спроса он сможет приобрести дополнительное сырье и нанять дополнительных работников, которые на тех же производственных мощностях произведут, скажем, в третью смену какое-то количество дополнительной продукции. В результате увеличения объема производства производитель имеет возможность несколько понизить цену, которая очень резко возросла в мгновенном периоде. Поэтому в коротком периоде равновесие перейдет из точки E1 в точку E2, объем производства возрастет с Qe до Q2, а цена снизится с P1 до P2 .
В длительном периоде, если спрос сохраняется, производитель за счет приобретения дополнительных средств производства (зданий, сооружений, станков и оборудования) еще больше сможет расширить объем производства. При этом возможны три варианта:
- если затраты на единицу продукции будут на том же самом уровне, что и при объеме производства Qe, то производитель может расширить объем до Q3 и при этом снизить цену до уровня первоначальной цены Ре;
- если затраты на единицу продукции будут меньше, чем при объеме производства Qe, то производитель может расширить объем до Q'3, который больше Q3, и опустить цену до P'3 , которая ниже начальной цены Ре;
- если затраты на единицу продукции будут больше, чем при объеме производства Qe, то производитель сможет расширить объем только до Q''3, который меньше Q3. При этом он сможет снизить цену только до P'3 , которая выше первоначальной цены Ре.
Таким образом, в зависимости от того, в каком периоде находится предложение, производитель выбирает ту или иную ценовую политику.
Если спрос будет сокращаться, то тип периода будет, например, зависеть от срока хранения продукции.
В случае скоропортящейся продукции производитель будет вынужден снизить цену, в противном случае его продукция испортится. Это соответствует мгновенному периоду (IS).
Если продукция может долго храниться, то производитель предпочтет сохранить цену на прежнем уровне и сократить производство. Это соответствует длительному периоду (LS).
Промежуточный вариант, когда производитель несколько сократит производство и будет вынужден немного понизить цену, соответствует короткому периоду (SS).
2. Государственное регулирование рынка с помощью фиксированных цен, налогов и дотаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.