В большинстве этих случаев основной метод проверки заключается в сравнительном анализе измерений кривых стабилизации и нарастания устьевого давления в межколонном пространстве ЛЭ закрытой под газом скважине до и во время испытаний на герметичность той или иной группы эксплуатационного оборудования. При этом, чтобы исключить или свести к минимуму возможное влияние зако-лонных пропусков газа, вызванных негерметичностью эксплуатационной колонны и цементного кольца за нею необходимо оборудовать факельную линию для отвода и сжигания газа на весь период испытаний из пространства между эксплуатационной и промежуточной колонной через задвижку (9) (рис. 1а).
1. Проверка герметичности уплотнений подвески НК (2) (рис. 1а)
Для этой проверки предлагается (рис.2, позиция А):
• установить приемный клапан в верхнюю резьбу подвески под
давлением через систему
"спецлубрикатор-шток-штурвал", обычно
входящий в комплект поставки устьевой арматуры;
• оборудовать факельную линию к отводу от трубной головки и
обеспечить выпуск газа со снижением давления
в пространстве между
192
а) Оборудование устья:
фланец (1); подвеска НКТ (2); трубная головка (3);
уплотнители (4); промежуточная головка (5);
шлипсовая подвеска (6); нижняя головка (7);
штуцер (8); задвижки (9)
б) Подземное оборудование: посадочный ниппель (1); подпакерный хвостовик (2); уплотнитель (9) и шлипсовая подвеска (3) пакера; уплотнительный наконечник НКТ (4) ; циркуляционный клапан (6), НКТ (7); эксплуатационная колонна (8); кондуктор (10); компенсатор температурных напряжений (5)
Рис.1. Эксплуатационное оборудование газовых скважин
193
лифтовой и эксплуатационной колонной до минимально возможной величины;
• заглушить манифольды,
стравить газ из фонтанной елки и опрессовать ее водой на давление, соответствующее технической харак
теристике арматуры.
Положительные результаты опрессовки позволяют сделать заключение о герметичности уплотнительных элементов трубной подвески.
Дополнительная проверка может быть выполнена следующим образом:
• снизить давление в фонтанной елке над приемным клапаном
до атмосферного;
• закрыть отвод на факел из трубной головки с наблюдением и
регистрацией восстановления давления (отвод от
фонтанной армату
ры оставить открытым).
Если давление в пространстве между лифтовой и эксплуатационной колонной не возрастает, то поступление газа в него прекратилось и, следовательно, утечка происходит через уплотнения трубной подвески.
Если темп нарастания давления в этом пространстве уменьшился (по сравнению с первоначальным, т.е. до начала всех испытаний), то из этого следует, что, кроме уплотнения трубной подвески, имеются другие элементы подземного эксплуатационного оборудования, пропускающих газ.
После этой проверки приемный клапан извлекается.
Если установлено, что трубная подвеска герметична, то проверяется на герметичность вторая группа, включающая НКТ, циркуляционную муфту, компенсатор температурных напряжений.
2. Проверка герметичности Н группы оборудования
Можно предложить два способа такой проверки в закрытой под газом скважине.
2.1. В ходе реализации первого способа предлагается:
• открыть
отвод трубной головки на факельную линию через за
движку и штуцер (8) (рис. 1а), обеспечив минимальное давление в
пространстве между лифтовой и эксплуатационной колонной;
• установить лубрикатор на фонтанной елке и произвести тер
мометрию в НКТ до подпакерного хвостовика (2), обеспечив точ
ность показаний термометра до ±0,1 °С. Аномальные отклонения 194
пики локальных снижений температуры указывают на место негерметичного звена (резьбы или уплотнения) в надпакерных элементах оборудования.
Этот способ основан на использовании эффекта Джоуля-Томсона при дросселировании газа в месте нарушения герметично^ сти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.