Вопросы методологии и новых технологий разработки месторождений природного газа. Часть III (Сборник научных трудов), страница 85

В большинстве этих случаев основной метод проверки заключа­ется в сравнительном анализе измерений кривых стабилизации и на­растания устьевого давления в межколонном пространстве ЛЭ закры­той под газом скважине до и во время испытаний на герметичность той или иной группы эксплуатационного оборудования. При этом, чтобы исключить или свести к минимуму возможное влияние зако-лонных пропусков газа, вызванных негерметичностью эксплуатаци­онной колонны и цементного кольца за нею необходимо оборудовать факельную линию для отвода и сжигания газа на весь период испыта­ний из пространства между эксплуатационной и промежуточной ко­лонной через задвижку (9) (рис. 1а).

1. Проверка герметичности уплотнений подвески НК (2) (рис. 1а)

Для этой проверки предлагается (рис.2, позиция А):

•  установить приемный клапан в верхнюю резьбу подвески под
давлением через систему "спецлубрикатор-шток-штурвал", обычно
входящий в комплект поставки устьевой арматуры;

•  оборудовать факельную линию к отводу от трубной головки и
обеспечить выпуск газа со снижением давления в пространстве между

192


а) Оборудование устья:

фланец (1); подвеска НКТ (2); трубная головка (3);

уплотнители (4); промежуточная головка (5);

шлипсовая подвеска (6); нижняя головка (7);

штуцер (8); задвижки (9)

б) Подземное оборудование: посадочный ниппель (1); подпакерный хвостовик (2); уплотнитель (9) и шлипсовая подвеска (3) пакера; уплотнительный наконе­чник НКТ (4) ; циркуляционный клапан (6), НКТ (7); эксплуатационная колонна (8); кон­дуктор (10); компенсатор температурных напряжений (5)

Рис.1. Эксплуатационное оборудование газовых скважин


193


лифтовой и эксплуатационной колонной до минимально возможной величины;

•  заглушить манифольды, стравить газ из фонтанной елки и опрессовать ее водой на давление, соответствующее технической харак­
теристике арматуры.

Положительные результаты опрессовки позволяют сделать за­ключение о герметичности уплотнительных элементов трубной под­вески.

Дополнительная проверка может быть выполнена следующим образом:

•  снизить давление в фонтанной елке над приемным клапаном
до атмосферного;

•  закрыть отвод на факел из трубной головки с наблюдением и
регистрацией восстановления давления (отвод от фонтанной армату­
ры оставить открытым).

Если давление в пространстве между лифтовой и эксплуатаци­онной колонной не возрастает, то поступление газа в него прекрати­лось и, следовательно, утечка происходит через уплотнения трубной подвески.

Если темп нарастания давления в этом пространстве уменьшил­ся (по сравнению с первоначальным, т.е. до начала всех испытаний), то из этого следует, что, кроме уплотнения трубной подвески, имеют­ся другие элементы подземного эксплуатационного оборудования, пропускающих газ.

После этой проверки приемный клапан извлекается.

Если установлено, что трубная подвеска герметична, то прове­ряется на герметичность вторая группа, включающая НКТ, циркуля­ционную муфту, компенсатор температурных напряжений.

2. Проверка герметичности Н группы оборудования

Можно предложить два способа такой проверки в закрытой под газом скважине.

2.1. В ходе реализации первого способа предлагается:

•  открыть отвод трубной головки на факельную линию через за­
движку и штуцер (8) (рис. 1а), обеспечив минимальное давление в
пространстве между лифтовой и эксплуатационной колонной;

•  установить лубрикатор на фонтанной елке и произвести тер­
мометрию в НКТ до подпакерного хвостовика (2), обеспечив точ­
ность показаний термометра до ±0,1 °С. Аномальные отклонения 194


пики локальных снижений температуры указывают на место негер­метичного звена (резьбы или уплотнения) в надпакерных элементах оборудования.

Этот способ основан на использовании эффекта Джоуля-Томсона при дросселировании газа в месте нарушения герметично^ сти.