Формирование и построение мастер-плана: Методические рекомендации по самостоятельному изучению раздела 2 курса "Этика делового общения", страница 6

В истории этики деловых отношений категориями считались понятия: добро, совесть, долг, добродетель, терпимость, честь, любовь к ближнему, чувство собственного достоинства.

Как правило, в цивилизованных странах этика бизнеса толкуется как: честность, мораль и принципы. Честность проявляется также в приверженности и открытости, правдивости — ко всему тому, что побеждает доверие.

Быть честным — значит ценить и беречь свободу, и не только свою собственную. Уважение свободы следует рассматривать как высшую добродетель. Бизнес, как и другие социальные институты, должен учитывать это.

Цивилизованному современному бизнесмену должно самому показывать образцы нравственного безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и партнеров. В конце концов от нас зависит то, каким языком разговаривают с нами люди.

В сфере деловых отношений действуют три типа принципов:

1. Формальные нормы и принципы, предписываемые обществом и охраняемые с помощью соответствующих санаций.

"Уважай власть".

"Уважай право частной собственности".

"Уважай человека труда".

"Будь честен".

"Будь целеустремленным".

"Будь верен своему слову и делу".

"Оказывай уважение старшим".

"Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека".

"Живи по средствам".

2. Нормативные принципы, зафиксированные в общечеловеческих этических нормах, как правило, основаны на системе религиозных убеждений, измена которым приводит к внутреннему дискомфорту или угрызениям совести.

"Не укради".

"Не убей".

"Не лжесвидетельствуй".

10 библейских заповедей — источник таких нравственных ценностей.

3. Принципы группового поведения: профессиональные, "цеховые", в значительной мере обусловленные культурой страны, региона или сообщества.

1. "Опираться только на свои силы и тогда можно будет добиться успеха".

2. "Верить в себя даже в тех случаях, когда никто ни во что не верит".

3. "Уметь устанавливать дружеские отношения".

4. "Прежде чем наступит жажда — вырой себе колодец" — принцип предвидения.

5. "Не забывать человеческую сторону деловых отношений, каковы бы они ни были. На первом месте человек — деньги на втором плане".

6. "Доброе имя нельзя приобрести ни за какие деньги, его надо заработать своей деятельностью".

7. "Выполнять данное обещание и слово. Дал слово — держи".

Нарушение этих принципов карается исключением из "цеха", профессиональным остракизмом — изгнанием или отказом в доверии.

Существует, конечно, немало и других этических критериев цивилизованного предпринимательства, но честность порядочность на особом месте в деловых отношениях.

В идеале все три типа принципов должны бы совпадать. Практически же между ними существуют расхождения. Поэтому во всех странах мира, во всех деловых культурах создана система охраны и поддержки такого экономического поведения, которое можно определить как надежное и внушающее доверие. Общая тенденция во всем мире — конвергенция деловых культур на основе общечеловеческих нормативных принципов.

Мы, однако, и в этом идем "своим путем" — путем двух моралей, — одна для себя, другая для партнера. За такое небрежное отношение к принципам и бываем наказаны тем, что с нами не хотят или опасаются вести дела.

По оценке специалистов, если 80% наших доморощенных бизнесменов считают, что закон, даже создающий трудности в работе и не обеспеченный системой контроля за его исполнением, лучше соблюдать или, во всяком случае, не нарушать, то на практике сталкиваются с необязательностью партнеров. Любопытно, что при этом вину за невыполнение обязательств чувствуют за собой только 30% – 50% бизнесменов.

Изучению этики деловых отношений уделяется большое внимание во всех культурно и промышленно развитых странах.