Формирование и построение мастер-плана: Методические рекомендации по самостоятельному изучению раздела 2 курса "Этика делового общения", страница 16

P преданность и верность как себе лично, так и фирме.

Подход 2. Главная мысль этого подхода отводится "добыванию возможно большего количества денег". Правда с оговоркой, что методы добывания денег не означают вседозволенности. Гангстеры тоже стремятся к этой цели, но их действия выходят за рамки "правил игры". Эти правила подразумевают:

P исключение обмана, принуждения и надувательства;

P открытую и свободную конкурентную борьбу без мошенничества.

Многие специалисты по имиджу считают, что выход следует искать в воспитании персонала компаний. В крупных и самодостаточных корпорациях вырабатываются свои кодексы поведения и этические стандарты.

Общим для большинства из них является принцип бережного отношения к чести собственной фирмы. Беречь честь фирмы, защищать и отстаивать ее интересы, нести ответственность за порочащие фирму действия — требования, которые в равной степени адресованы всем членам фирмы.

В мировой экономике существует семь официальных механизмов, посредством которых можно внедрить в практику этические нормы. К ним относятся:

P этические кодексы;

P комитеты по этике;

P тренинги;

P социальные аудиты;

P юридические комитеты;

P службы по этическим вопросам;

P службы по изменениям в корпоративной культуре.

Многие крупные корпорации, стремясь поддерживать свой имидж в глазах широкой публики и найти линию своего поведения, разрабатывают свои этические кодексы.

Все что сказано в кодексах об этикетных элементах имиджа фирмы, может показаться не слишком важным, но это только отчасти. Дело в том, что всякое первое впечатление, производимое внешностью отдельного человека или коллектива в целом, имеет большое значение для установления контактов, готовности к сотрудничеству и общению. По мере более глубокого узнавания первое впечатление может либо окрепнуть и утвердиться, либо, напротив, быть отвергнуто. И если оно окажется обманчивым, наступит разочарование, и уже никакой внешний блеск и расточаемые любезности не спасут репутацию фирмы в глазах клиента или партнера.

Следует помнить, что при плохой профессиональной деятельности, отсутствии интеллектуального потенциала, необходимой дисциплины труда никакая фирма не сможет создать привлекательный имидж надолго.

Стабильность имиджа должна поддерживаться имеющимися у фирмы средствами, и прежде всего заинтересованностью ее сотрудников и руководителей в создании и сохранении своего доброго имени, чести и престижа. А это значит, что без соблюдения правил делового этикета, то есть своеобразных стандартов поведения людей в той или иной ситуации имидж фирмы под угрозой.

Для того, чтобы этические принципы, нормы, правила, философия и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников. Примером для многих руководителей, предпринимающих попытки создания подобных кодексов мог бы стать "Кодекс чести делового человека".

КОДЕКС

ЧЕСТИ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

1. Относитесь с уважением к власти. Должное уважение к власти — важный элемент успешного предпринимательства. Во всем должен быть порядок.

2. Уважение не мешает на всех уровнях. Уважайте не только своего начальника, но и подчиненных и коллег, что является самой надежной гарантией самоуважения.

3. Будьте целеустремленны. Цель должны быть четко определена.

4. Личные дела и моральные ценности не должны противоречить общечеловеческим ценностям.

5. Не разделяйте слово и дело. Деловой человек считается таковым, если умеет держать слово.

6. Речь бизнесмена должна быть понятна и корректна. Неясная или вульгарная речь настораживает собеседника.

7. Умейте отдыхать и размышлять о своей жизни. Нормальный отдых — предпосылка высоких доходов.

8. Уважайте старших. Прислушивайтесь к советам опытных людей. Уроки прошлого должны помогать в настоящем.

9. Уважайте культуру и традиции своей страны и других государств.

10. Уважайте человеческую жизнь, достоинства и права человека. Ваше отношение к окружающим должно быть таким же, какого вы сами ожидаете от них.